Пропускная способность БАМа препятствует увеличению мощности терминала ВТУ
Планы по увеличению мощности, входящего в группу Колмар, угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ) отложены из-за ограниченной пропускной способности Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Первая очередь терминала, мощностью 12 млн т. угля в год была введена в эксплуатацию в сентябре 2020 г. Вторую очередь ВТУ, предусматривающую увеличение объемов перевалки до 24 млн т., планировалось запустить в 2023 г. Из-за ограниченной ж/д пропускной способности Восточного полигона сроки пришлось сдвинуть на 2025 г.
Угольный терминал Ванино-ТрансУголь предназначен в первую очередь для перевалки металлургического угля с Денисовского и Инаглинского разрезов компании Колмар в Южной Якутии для экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ранее Колмар планировал увеличить добычу угля до 13.5 млн тонн в 2024 г. (+17% к 2023 г.). Из-за ограниченной пропускной способности ж/д компания была вынуждена отложить планы по наращиванию объемов производства. В 2023 г. компания Колмар экспортировала 6.1 млн т. угля, что почти вдвое меньше текущей мощности терминала.
Ограниченная пропускная способность российских железных дорог является одним из основных факторов, сдерживающих реализацию проектов по увеличению добычи угля. Данная ситуация также привела к текущему профициту портовых мощностей, что также негативно влияет на перспективы инвестирования в портовую инфраструктуру. Некоторые угольные терминалы, построенные в расчете на расширение пропускной способности железных дорог, загружены на 50% от проектной мощности, что негативно влияет на окупаемость проектов и сдерживает экспортные возможности российских угольных компаний.