Коркинский угольный разрез: история и современное состояние
Южный Урал славен своей великолепной природой (вековыми соснами, горами, синими озерами) и кладезью полезных ископаемых: руды, угля, драгоценных и поделочных минералов. Но, в настоящее время, увы, все чаще и чаще приходится констатировать печальный факт: «опорный край державы» превращается в настоящий вулкан экологических проблем, которые, накопившись за десятилетия бурного промышленного развития, волнуют подавляющее большинство южноуральцев. Каждый человек, от мала, до велика, проживающий в тех или иных местах Челябинской области, ощущает негативные последствия выбросов, засорения водных артерий и почвы. Жители областного центра и прилегающих к мегаполису населенных пунктов считают одной из причин экологических проблем Коркинский разрез.
Предыстория и история угольный разреза в Коркино
В середине восемнадцатого столетия, неподалеку от Еткульской крепости, в степи, по дороге на Оренбург, появилось небольшое поселение, названное «Коркино». В настоящее время это город с населением почти тридцать девять тысяч человек. В тридцати пяти км от него находится одноименный, самый глубокий евразийский угольный разрез. Глубина его составляет пятьсот метров, ширина - два с половиной - три км. Открыт он был в начале 1830-х годов, а в 1909 году здесь начали открытым способом добывать уголь. Через десять лет шахтеры ежедневно добывали здесь до семи тысяч пудов угля. Интересно, что «причиной» угольных пластов оказался древовидный папоротник – отпечатки его листьев часто находили в добытых слоях.
Данный угольный пласт к началу 1920-х годов оказался самым крупным в Советском Союзе. Было принято решение начать подготовку к промышленной разработке Коркинского карьера. Она длилась несколько лет; в первые годы работы добыча угля проводилась только вручную, затем начали применять взрывные устройства.
В середине июля 1936 года был произведен самый мощный взрыв. Подготовка к нему велась в течение шести месяцев, а накануне все горожане были эвакуированы. На поверхность в одночасье был поднят миллион кубических метров породы! Куски взлетали на высоту более пятиста метров! Толчок был зафиксирован всеми мировыми сейсмостанциями.
В первый военный год был открыт разрез №3, через некоторое время образован комбинат «Челябинскуголь», состоящий из нескольких трестов. В 1943 году был открыт разрез №5.
В 1970 году под крыло «Челябинскугля» перешли все все разрезы и шахты. В начале 2000-х годов было создана «Челябинская угольная компания». В середине 2000-х годов были на Коркинском разрезе была зафиксирована рекордная цифра добытого угля - более миллиона тонн за весь постсоветский период! Сегодня одновременно с добычей (ее темпы и показатели довольно незначительны) запущен процесс поэтапной рекультивации.
Особенности технологического процесса на Коркинском разрезе
Добытые взрывным способом пласты угля сгружали в вагоны. Сначала автомобильный транспорт, а затем электровозы вывозили их на обогатительную фабрику. Там чистый бурый уголь отделяли от породы, которую сгружали в отвалы. На самом дне карьера была устроена и без перебоев работала сложная система водоотведения, не дававшая проникать сюда грунтовым водам.
Почему темпы добычи угля здесь сократились? Процесс его подъема со столь большой глубины требует больших затрат. Сама добыча со временем стала нерентабельной, а собственник нес огромные убытки. Большую роль сыграло и то обстоятельство, что сам по себе уголь как топливо со временем себя изжил, уступив место газу. Тем не менее, по оценке экспертов, запасов здесь хватит еще на пять десятков лет.
Вклад Коркинского угольного разреза в победу в Великой Отечественной войне
Оккупация немецко-фашистской армией Донбасса и угольного бассейна в Подмосковье стала тяжелым ударом для экономики Советского Союза. Топливо для металлургических предприятий, электрических станций, заводов теперь добывалось исключительно в восточных районах страны. Несмотря на то, что в 1941 году шахтеры Челябинска добыли свыше шести миллионов тонн угля, положение оставалось тяжелым. Возникла острая необходимость освоения новых месторождений и строительства разрезов, шахт, максимального использования имеющихся мощностей, обучения основам профессии и принятия на работу трудовых кадров.
За все тяжелое военное коркинские шахтеры дали Советскому государству свыше сорока шести миллионов тонн угля. В связи с резким ростом промышленного производства на Южном Урале возросла и потребность в топливе. Героический труд шахтеров не остался незамеченным –отличившиеся горняки были награждены и поощрены.
Коркинский разрез после войны: страницы славы и медленный путь к закату
В течение первого послевоенного десятилетия Коркинский разрез дал Советскому Союзу пятьдесят пять с половиной миллионов тонн угля.
История Челябинского угольного бассейна в послевоенное десятилетие - это борьба горняков Южного Урала горняков за дальнейший технический прогресс. Были освоены и введены в эксплуатацию четырнадцать новых шахт. К 1969 году их стало больше на семь.
Начиная с 1970 года нерентабельные, низкопроизводительные шахты стали закрываться. Им на смену пришли современные крупные разрезы с вертикальными стволами. В этом же году полностью ликвидировали тресты, а шахты перешли в подчинение к «Челябинскуглю».
На Коркинском разрезе работали заключенные, раскулаченные, а также военнопленные и трудармейцы. В настоящее время местные жители часто находят человеческие останки возле бывшего поселка Второй участок – там было кладбище, на котором хоронили умерших военнопленных. Сегодня участь его печальна – медленно, но верно оно уходит в карьер.
В Коркинском разрезе добыча угля велась как открытым, так и закрытым способом. Крупнейшую шахту «Коркинскую» (бывшую «Капитальную») в 2000-х годах соединили с разрезом. Несколько лет назад здесь произошли две аварии, в одной из которых не обошлось без человеческих жертв. После трагического случая шахта была закрыта, а постройки снесены.
Коркинский разрез – от местной гордости и достопримечательности до экологической головной боли
Постепенная рекультивация карьера подразумевает выравнивание краев-ступенек. Таким образом, должна получиться чаша с пологими бортами глубиной триста метров, которая будет частично залита водой. Эрозийные процессы, движения грунта приводят к частичным осыпаниям и даже оползням. Примыкающие к карьеру жилые дома и административные здания разрушаются, уходят вниз. Коммуникационные системы выходят из строя. Местное население власти постепенно расселяют.
Еще одна существенная проблема разреза – горение угля. В воздух поднимаются столпы дыма и гари, загрязняя его. Часто жители Коркино, поселка Роза, а в отдельные дни и челябинцы, наблюдают такую картину: в безветрие висит над населенными пунктами пелена из угольной пыли и дыма.
Проблемами Коркинского разреза занимаются не только на местном, но и федеральном уровнях. Четыре года назад его посетил министр по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации В. А. Пучков. Осмотрев карьер, он обратился с предложением к местному правительству разработать специальную программу о его закрытии. Было принято также решение начать срочное переселение жителей поселка Роза. На реализацию первого этапа программы переселения бюджет области потратил более пяти миллиардов рублей. В феврале 2013 года угольный разрез посетил президент Российской Федерации В. В. Путин. После его визита было принято решение поддержать рабочих и заключить соглашения на поставку угля до 2018 года.
На решение проблем Коркинского разреза из федерального бюджета было выделено два миллиарда рублей. В конце 2012 года на дне заработала сейсмическая станция, главная задача которой - предупреждать о степени активности бортов. В настоящее время известно о нескольких проектах рекультивации разреза, но не один из них окончательно не утвержден и не принят к исполнению. Чаще всего в местной прессе говорят о возможности передачи его в управление «Русской медной компании» либо другому пользователю и превращении его в водоем.
Местные экологи же бьют тревогу: Коркинский разрез – это настоящая бомба замедленного действия! Вот одна их самых распространенных версий происходящих там процессов. Местный уголь имеет свойство самовозгораться. Многочисленные же вскрышные взрывы привели к тому, что земная кора в этом месте истончилась,стала покрываться трещинами. Именно из них поднимаются из недр в воздух раскаленные газы. Таким образом, карьер превратился в самый настоящий вулкан, только не природного происхождения, а рукотворный, искусственно созданный.
Еще одна проблема – это борьба с оползнями. Предпринимаются попытки их приостановить либо взять под контроль. Для этого бурятся несколько скважин, туда устанавливаются рельсы и заливается бетон. Главная проблема – не ко всем участкам борта можно подобраться.
Коркинский разрез – лакомый кусок для туристов-сталкеров
Неудивительно, что громадный карьер близ Коркино собирает со всей страны туристов - экстремалов. Для них в виртуальной сети разработаны целые программы посещения с рекомендациями. Знакомство с карьером начинается прямо на автомобильной трассе: вдоль нее на протяжении двадцати пяти километров «выстроились» отвалы. На одном из них, кстати, несколько лет назад была предпринята попытка основать горнолыжную трассу
На территории разреза есть смотровая площадка, с которой можно увидеть крутые уступы. В летнее, жаркое летнее время они напоминают растрескавшуюся пустынную землю, а в дождь по ним бегут настоящие реки. Отсюда можно увидеть фантастическую картину: величиной с детские игрушки экскаваторы, БЕЛАЗы, ползающие в разрезе... Кстати, дно разреза с площадки не увидеть – слишком большая высота.
Незабываемые впечатления о карьере остаются после катания на подземном трамвае. Вообще-то он используется для спуска рабочих, но как утверждают многие туристы, договориться о поездке всегда возможно.
Не все в Челябинске и самом Коркино считают разрез главным источником загрязнения воздуха. Да, возгорания угля – явления частые, но с ними вполне по силам справиться специальным службам, считают в руководстве Челябинской угольной компании. Оно же уверяет, что замеры воздуха регулярно проводят разные организации, и почти всегда они в норме. Кроме того, «добраться» дыму и угарному газу до южноуральской столицы не дает ветер. Кроме разреза, Челябинск получает изрядную долю отравляющих веществ из труб ЧЭМКи ФОРТУМА, да и интенсивное дорожное движение с автомобильными выхлопами дает о себе знать. Ничего не поделаешь – такова участь многих промышленных городов…
Источник: http://news-mining.ru/