Тарифы РЖД выросли почти на 45% в 2022-2023 гг.
Общий рост тарифов РЖД по итогам 2022-2023 гг. составил рекордные 44.6%. Такое резкое увеличение стало результатом того, что в 2022 г. тарифы повышались дважды: на 6.8% в январе и на 11% – в июне. В 2023 году также было два повышения: на 10.09% в январе и в декабре – на 10.75%.
При этом в период с 2010 по 2021 гг. тарифы РЖД индексировались один раз в начале каждого года.
Кроме того, дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. В настоящее время отмена действует до конца 2024 г.
Отмена коэффициента 0.895 на энергетический уголь привела к росту тарифов в среднем на 11%, а отмена коэффициента 0.4 за дальность – на 25–27%.
При этом РЖД регулярно продлевает отмену понижающих коэффициентов, несмотря на то, что уголь является самым главным по объему экспортным грузом, а по итогам 1 полугодия 2024 г. более 50% угольных компаний оказались нерентабельными и их убытки подскочили в 3.4 раза.
Таким образом, из-за высоких транспортных издержек на фоне нисходящего тренда в ценах на мировом угольном рынке, западных санкций и ограниченной провозных способной ж/д инфраструктуры поставки российского материала продолжат сокращаться.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августу 2023 г.).