РЖД продвигает законопроект ship-or-pay и предлагает сократить вагонный парк
Российское правительство рассматривает законопроект, который позволит заключать договоры ship-or-pay (вези или плати) на железнодорожном транспорте. РЖД давно стремится к такой возможности, однако участники рынка выступают против из-за растущего дефицита инфраструктуры.
Кроме того, законопроект предоставит РЖД право потеснить пользователей инфраструктуры, не заключивших договор ship-or-pay, что противоречит закрепленному в законодательстве принципу равнодоступности инфраструктуры.
Договор ship-or-pay обязуют одну сторону перевезти, а другую – предоставить груз к перевозке, при этом обязательства оплачиваются полностью, даже если они выполнены не в полном объеме. Данные условия могут принести убытки или поставить в безвыходное положение, например, угольщиков при поставках через Тамань, где ОТЭКО вновь повышает ставки перевалки после недавнего кратковременного снижения.
Кроме того, РЖД предлагает сократить размер вагонного парка, а также ужесточить правила движения порожних вагонов и повысить плату за их нахождение на путях общего пользования. Данные предложения также не встретили понимания у участников рынка, которые, напротив, указывают на дефицит парка и считают преждевременными изменения правил перевозок. При этом то, что сейчас ситуация управляема, во многом заслуга операторов, которые закупкой вагонов помогают компенсировать снижение эффективности работы сети.
Угольщики отмечают, что темпы индексации тарифов на перевозку грузов, повышение платы за нахождение вагонов на путях общего пользования приведет лишь к удорожанию перевозки и росту нагрузки на грузоотправителей с падением объемов, которые уже значительно сократились с начала года на фоне снижения международных цен, санкций и инфраструктурных ограничений.
В январе-июне 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали почти на 11 млн т. до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).