Угольщики получили скидки на аренду полувагонов.
Большой материал (https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/03/14/1097940-ugolschiki-poluchili-skidki-na-arendu-poluvagonov) в "Ведомостях" о печальном положении отрасли на фоне волатильности рубля. По данным Argus, в марте ставки аренды полувагонов для перевозки угля снизились в среднем на 6% по сравнению с февралем. Но угольщикам от этого не легче.
Хотя компании показывают относительно стабильную динамику по объемам поставок, экспортные нетбэки за январь и февраль обрушились на 70% год к году.
Два ключевых фактора: очередное снижение мировых цен на уголь и неожиданное укрепление рубля. Например, по данным ЦЦИ, за первые две недели года цены упали (https://t.me/Coala_russia/7187) до многомесячных минимумов. Тонна угля 6000 ккал/кг FOB Восточный стоила $87, 5500 ккал/кг – $79, 5000 ккал/кг – $60. Для сравнения, год назад цены держались на уровне $101, а в 2023-м – $135 за тонну.
Что касается курса, за последние месяцы рубль укрепился к основным валютам, что сделало экспорт особенно невыгодным. Тяжелее всего приходится некрупным компаниям без собственных логистических и портовых мощностей.
Еще одна жуткая цифра: за прошлый год средняя себестоимость добычи выросла на 25-40%. Напомним, только летом прошлого года комитет Думы по энергетике уже отчитывался (https://t.me/Coala_russia/6363), что себестоимость добычи выросла на 57% к 2021 году. Стоимость кредитов растет, цены на обслуживание оборудования увеличиваются, зарплаты нужно поднимать, а санкции – обходить.
Прогнозы аналитиков стабильно негативные: экспорт в этом году продолжит снижение, а лизингодатели рискуют получить множество неплатежеспособных клиентов.