РЖД перед дилеммой: что везти в первую очередь – еду или уголь?

На Восточном полигоне настоящая жара. За дефицитные провозные мощности бьются перевозчики еды и угля. Продовольствие – груз первой необходимости, его ждут в регионах. У угольщиков – экспортные контракты, нарушение которых чревато серьезным ущербом для экономики. Правительство утвердило план развития полигона до 2035 года на 3,7 трлн рублей. Но ехать нужно сейчас. Подробности в материале Vostok.Today.  

Ранее мы писали: Провозная способность Восточного полигона вдвое ниже потребности грузоотправителей – Трутнев  

Третий этап Восточного  

За 3,7 трлн рублей планируется нарастить провозную способность Восточного полигона со 180 млн тонн до 210 млн к 2030 году и до 270 млн к 2032 году.  

Модернизация коснется 12 участков Транссиба и 10 – БАМа. Две новые железнодорожные линии наконец-то соединят БАМ и Транссиб.  

Будут построены вторые Северомуйский, Кодарский и Кузнецовский тоннели, мост через Амур, железнодорожный обход Хабаровска и реализован проект «Развитие Находкинского транспортного узла». На ряде важных участков построят вторые главные пути.  

Планы внушительные, сроки реальные. Но есть один нюанс – везти грузы необходимо уже сейчас, а если точнее – «еще позавчера».  

Еда или уголь?  

По данным Ъ, перевозчики продовольствия на Дальний Восток пожаловались первому вице-премьеру Андрею Белоусову на то, что их рефрижераторы, груженые продуктами первой необходимости, простаивают на станциях.  

Ассоциация перевозчиков продуктового сектора (АСОРПС) проинформировала господина Белоусова о том, что рефконтейнеры с базовыми продовольственными товарами, такими, как рыба, мясо, фрукты и овощи, все чаще стоят без движения в ожидании «окон» на Восточном полигоне. Базовые продукты составляют 95% от всех перевозимых рефрижераторщиками, грузов.  

Самое интересное то, что, согласно информации перевозчиков еды, ОАО РЖД объемы перевозок им согласовывает практически в полном объеме. Но на деле простоев все больше, рефконтейнеры, рефвагоны стоят все чаще. Порой простои длятся неделями. В рефрижераторах необходимо поддерживать оптимальную температуру, а это дополнительные и очень внушительные расходы. Они ложатся на грузоотправителей, а в итоге, «оседают» в ценах на продукты для конечного потребителя. Невеселая, словом, ситуация.  

У угольщиков – свои проблемы. Они тоже информируют о том, что ОАО РЖД не выполняет заключенное ранее соглашение с добывающими регионами по приоритетной вывозке угля.  

Ситуация обусловлена появлением новых приоритетных грузов. А провозная способность Восточного полигона, как, напомним, обозначил полпред президента в начале апреля текущего года, в два раза ниже потребностей грузоотправителей. Только по итогам 2023 года объем грузов, которые не смогли вывезти железнодорожники по Восточному полигону, превысил 180 миллионов тонн.  

Посчитаем: сегодня провозная способность БАМа и Транссиба равна 180 млн тоннам. Грузоотправители не вывезли в минувшем году столько же. Получаем 360 миллионов. А по итогам реализации масштабного проекта – третьего этапа расширения Восточного полигона – государство планирует нарастить провозную способность до 270 млн тонн к 2032 году. Таким образом, и в 2032 году будет ощущаться дефицит мощностей. А ведь компании будут развиваться, производить продукцию. То есть, потребности в провозных мощностях будут только расти.  

Уголь – важнейший для экономики груз. Отрасль включает слишком много активов, чтобы не обращать внимания на ее потребности. Здесь и шахты, и ГОКи, и порты. А это сотни тысяч рабочих мест. Как мы уже писали, первые тревожные звонки уже прозвучали. В Якутии компания «Колмар» приостановила работу двух горнообогатительных фабрик. Причина – проблемы с отгрузкой и вывозкой угля с якутских месторождений. На складах скопилось порядка миллиона тонн продукции, вывезти их угольщики не могут. В апреле «Колмар» планировала отправить потребителям 573 тысячи тонн угля согласно контрактам, но ОАО РЖД согласовало лишь 428 тысяч тонн. И это речь только о «Колмар». А в Якутии есть и другие угольщики. И есть другие регионы, где добывают уголь. Здесь нужны поистине срочные решения. Но их пока нет.  

Как  выяснил Ъ, до конца текущего года ОАО РЖД скорее всего не вывезет порядка 2,3 миллиона тонн угля. Пострадают угольщики КузбассаХакасииБурятииТувы.  

Надо ли говорить, что проблемы с вывозкой угля могут обернуться простоями дальневосточных угольных морских терминалов. В итоге экономика страны недополучит весьма существенные средства.  

Напомним, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев неоднократно критиковал ОАО РЖД и Минтранс РФ за срывы поручений президента по модернизации Восточного полигона. Но пока ничего не меняется. Провозная способность Восточного не отвечает потребностям «повернувшей на Восток» российской экономики.  

На Восточном полигоне настоящая жара. За дефицитные провозные мощности бьются перевозчики еды и угля. Продовольствие – груз первой необходимости, его ждут в регионах. У угольщиков – экспортные контракты, нарушение которых чревато серьезным ущербом для экономики. Правительство утвердило план развития полигона до 2035 года на 3,7 трлн рублей. Но ехать нужно сейчас. Подробности в материале Vostok.Today.  

Ранее мы писали: Провозная способность Восточного полигона вдвое ниже потребности грузоотправителей – Трутнев  

Третий этап Восточного  

За 3,7 трлн рублей планируется нарастить провозную способность Восточного полигона со 180 млн тонн до 210 млн к 2030 году и до 270 млн к 2032 году.  

Модернизация коснется 12 участков Транссиба и 10 – БАМа. Две новые железнодорожные линии наконец-то соединят БАМ и Транссиб.  

Будут построены вторые Северомуйский, Кодарский и Кузнецовский тоннели, мост через Амур, железнодорожный обход Хабаровска и реализован проект «Развитие Находкинского транспортного узла». На ряде важных участков построят вторые главные пути.  

Планы внушительные, сроки реальные. Но есть один нюанс – везти грузы необходимо уже сейчас, а если точнее – «еще позавчера».  

Еда или уголь?  

По данным Ъ, перевозчики продовольствия на Дальний Восток пожаловались первому вице-премьеру Андрею Белоусову на то, что их рефрижераторы, груженые продуктами первой необходимости, простаивают на станциях.  

Ассоциация перевозчиков продуктового сектора (АСОРПС) проинформировала господина Белоусова о том, что рефконтейнеры с базовыми продовольственными товарами, такими, как рыба, мясо, фрукты и овощи, все чаще стоят без движения в ожидании «окон» на Восточном полигоне. Базовые продукты составляют 95% от всех перевозимых рефрижераторщиками, грузов.  

Самое интересное то, что, согласно информации перевозчиков еды, ОАО РЖД объемы перевозок им согласовывает практически в полном объеме. Но на деле простоев все больше, рефконтейнеры, рефвагоны стоят все чаще. Порой простои длятся неделями. В рефрижераторах необходимо поддерживать оптимальную температуру, а это дополнительные и очень внушительные расходы. Они ложатся на грузоотправителей, а в итоге, «оседают» в ценах на продукты для конечного потребителя. Невеселая, словом, ситуация.  

У угольщиков – свои проблемы. Они тоже информируют о том, что ОАО РЖД не выполняет заключенное ранее соглашение с добывающими регионами по приоритетной вывозке угля.  

Ситуация обусловлена появлением новых приоритетных грузов. А провозная способность Восточного полигона, как, напомним, обозначил полпред президента в начале апреля текущего года, в два раза ниже потребностей грузоотправителей. Только по итогам 2023 года объем грузов, которые не смогли вывезти железнодорожники по Восточному полигону, превысил 180 миллионов тонн.  

Посчитаем: сегодня провозная способность БАМа и Транссиба равна 180 млн тоннам. Грузоотправители не вывезли в минувшем году столько же. Получаем 360 миллионов. А по итогам реализации масштабного проекта – третьего этапа расширения Восточного полигона – государство планирует нарастить провозную способность до 270 млн тонн к 2032 году. Таким образом, и в 2032 году будет ощущаться дефицит мощностей. А ведь компании будут развиваться, производить продукцию. То есть, потребности в провозных мощностях будут только расти.  

Уголь – важнейший для экономики груз. Отрасль включает слишком много активов, чтобы не обращать внимания на ее потребности. Здесь и шахты, и ГОКи, и порты. А это сотни тысяч рабочих мест. Как мы уже писали, первые тревожные звонки уже прозвучали. В Якутии компания «Колмар» приостановила работу двух горнообогатительных фабрик. Причина – проблемы с отгрузкой и вывозкой угля с якутских месторождений. На складах скопилось порядка миллиона тонн продукции, вывезти их угольщики не могут. В апреле «Колмар» планировала отправить потребителям 573 тысячи тонн угля согласно контрактам, но ОАО РЖД согласовало лишь 428 тысяч тонн. И это речь только о «Колмар». А в Якутии есть и другие угольщики. И есть другие регионы, где добывают уголь. Здесь нужны поистине срочные решения. Но их пока нет.  

Как  выяснил Ъ, до конца текущего года ОАО РЖД скорее всего не вывезет порядка 2,3 миллиона тонн угля. Пострадают угольщики КузбассаХакасииБурятииТувы.  

Надо ли говорить, что проблемы с вывозкой угля могут обернуться простоями дальневосточных угольных морских терминалов. В итоге экономика страны недополучит весьма существенные средства.  

Напомним, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев неоднократно критиковал ОАО РЖД и Минтранс РФ за срывы поручений президента по модернизации Восточного полигона. Но пока ничего не меняется. Провозная способность Восточного не отвечает потребностям «повернувшей на Восток» российской экономики.  

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.