Как изменятся поставки угля в дальневосточные порты в 2025 году
В 2024 году уголь занял около 60% мощностей Восточного полигона РЖД, на восток вывозилось 99,35 млн т из шести регионов — Кемеровской и Иркутской областей, республик Хакасия, Тува, Бурятия и Саха (Якутия). Наибольшая доля (54,1 млн т) пришлась на Кемеровскую область, на Якутию — 26,3 млн т, на Бурятию — 8,5 млн т, Хакасию — 6,5 млн т, Иркутскую область — 3,3 млн т, Туву — 0,65 млн т.
Механизм отдельных соглашений введен, чтобы обеспечить стабильную работу угольных предприятий Сибири в условиях ограниченной пропускной способности железной дороги. Но он не позволяет РЖД везти более маржинальные грузы: нефтяные грузы, металлическую руду, удобрения и зерно. Президент РЖД Олег Белозеров в октябре обращался к Владимиру Путину с просьбой отказаться от этого механизма в 2025 году, в противном случае РЖД пришлось бы сократить инвестпрограмму из-за потери части доходов, которые холдинг мог бы получить на перевозке более прибыльных грузов. Белозеров оценивал потенциальные потери РЖД в случае продления соглашений в 2025 году в 25 млрд руб.
По итогам заседания подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора экономики и отдельных ее отраслей правкомиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций было решено, что РЖД обеспечат вывоз угля из Кемеровской области на уровне 54,1 млн т и он будет вывозиться в рамках приоритетной третьей очереди. Уголь из других регионов будет вывозиться по правилам недискриминационного доступа (ПНД). ПНД — общие правила для всех грузоотправителей, предусматривающие очередность вывоза грузов разных категорий, вступившие в силу с 2025 года.
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что после отмены квот на перевозку угля в направлении портов Дальнего Востока всех регионов, кроме Кузбасса, грузовая база твердого топлива, вероятно, сократится. «Инвестпрограмма РЖД в 2025 году сократится, что снизит количество ремонтных окон. Но, с другой стороны, РЖД долго боролись за увеличение поставок по Восточному полигону более маржинальных грузов, и частично они этого добились. Теперь госмонополия планирует активно привлекать эти грузы, поэтому по углю будет непростая ситуация: его погрузка в направлении дальневосточных портов в 2025 году с высокой долей вероятности снизится», — уверен эксперт.
В 2024 году уголь занял около 60% мощностей Восточного полигона РЖД, на восток вывозилось 99,35 млн т из шести регионов — Кемеровской и Иркутской областей, республик Хакасия, Тува, Бурятия и Саха (Якутия). Наибольшая доля (54,1 млн т) пришлась на Кемеровскую область, на Якутию — 26,3 млн т, на Бурятию — 8,5 млн т, Хакасию — 6,5 млн т, Иркутскую область — 3,3 млн т, Туву — 0,65 млн т.
Механизм отдельных соглашений введен, чтобы обеспечить стабильную работу угольных предприятий Сибири в условиях ограниченной пропускной способности железной дороги. Но он не позволяет РЖД везти более маржинальные грузы: нефтяные грузы, металлическую руду, удобрения и зерно. Президент РЖД Олег Белозеров в октябре обращался к Владимиру Путину с просьбой отказаться от этого механизма в 2025 году, в противном случае РЖД пришлось бы сократить инвестпрограмму из-за потери части доходов, которые холдинг мог бы получить на перевозке более прибыльных грузов. Белозеров оценивал потенциальные потери РЖД в случае продления соглашений в 2025 году в 25 млрд руб.
По итогам заседания подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора экономики и отдельных ее отраслей правкомиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций было решено, что РЖД обеспечат вывоз угля из Кемеровской области на уровне 54,1 млн т и он будет вывозиться в рамках приоритетной третьей очереди. Уголь из других регионов будет вывозиться по правилам недискриминационного доступа (ПНД). ПНД — общие правила для всех грузоотправителей, предусматривающие очередность вывоза грузов разных категорий, вступившие в силу с 2025 года.
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что после отмены квот на перевозку угля в направлении портов Дальнего Востока всех регионов, кроме Кузбасса, грузовая база твердого топлива, вероятно, сократится. «Инвестпрограмма РЖД в 2025 году сократится, что снизит количество ремонтных окон. Но, с другой стороны, РЖД долго боролись за увеличение поставок по Восточному полигону более маржинальных грузов, и частично они этого добились. Теперь госмонополия планирует активно привлекать эти грузы, поэтому по углю будет непростая ситуация: его погрузка в направлении дальневосточных портов в 2025 году с высокой долей вероятности снизится», — уверен эксперт.