Хрупкий российский уголь
Российская угольная отрасль сейчас сталкивается с рядом проблем, которые можно разделить на две категории. Это внутренние трудности, а также внешние факторы, обусловленные в том числе общемировыми ценами.
Внутренний контур
Во внутреннем контуре основными факторами, негативно влияющими на сектор, являются тарифная политика в российских портах, логистические трудности, которые обусловлены низкой пропускной способностью железных дорог, а также действия государства в отношении угольных компаний.
Особенно негативно ситуация пока складывается именно с морскими перевозками, на которые приходится около 90% всех российских поставок. По данным Kpler, морской экспорт угля с начала года сократился примерно на 17% и составил чуть больше 79 млн т за первые шесть месяцев текущего года.
За семь месяцев Ассоциация морских портов посчитала, что объем перевалки угля снизился на 11,4%. По данным же Platts, с января по июль морской экспорт энергетического угля вырос на 27% до 37,3 млн т. Здесь могло сыграть два ключевых фактора – во-первых, это обнуление экспортных пошлин, о которых мы поговорим чуть ниже, а, во-вторых, рост спроса со стороны стран АТР из-за аномальной жары.
В то же время ситуация с другими способами доставки улучшилась. За полгода через погранпереходы с Китаем объем перевозки угля вырос. Так, через Забайкальск–Маньчжурия доставлено 3,7 млн т (+3,6%), Гродеково–Суйфэньхэ — 1,7 млн т (рост в 1,7 раза), Нижнеленинское–Тунцзян — 1,4 млн т (показатель вырос вдвое), через Камышовая–Хуньчунь перевезли 1,7 млн т (+35%). Всего же через погранпереходы с Китаем российская сторона экспортировала 8,5 млн т угля за полугодие.
Угольная статистика-2024
Экспорт угля из РФ в КНР с мая по июль вырос на 8,8% в годовом выражении. Однако же за семь месяцев импорт российского угля Китаем, наоборот, сократился. Причины те же, которые и были озвучены ранее – импортные пошлины, а также внутренние сложности.
При текущей динамике общий экспорт российского угля за 2024 год может не превысить 190 млн т, что обеспечит сокращение на 10-15% по сравнению с прошлым годом. МЭА в своем последнем обзоре прогнозирует снижение на 16 млн т, что также является значительным.
Потребление угля в России составляет около 260 млн т. Росстат сообщил о снижении добычи угля в РФ в первой половине 2024 года на 0,7%, до 211 млн т. Внутреннее потребление может частично компенсировать сокращение экспорта.
Баланс пошлины
Одним из существенных барьеров стало увеличение НДПИ, одобренное Госдумой, и экспортная пошлина, которая не распространяется на кокс. В июле депутаты приняли закон, предусматривающий увеличение налога на добычу полезных ископаемых. Цена отсечения, при превышении которой будет взиматься надбавка к НДПИ, для угля составит $120 за т, для коксующегося угля — $167.
Что касается экспортной пошлины, то Правительство РФ ее временно отменило с 1 мая по 31 августа 2024 года (а затем продлило это решение до конца осени – прим.ред). Такое решение было принято, чтобы поддержать предприятия угольной отрасли. В результате гибкие экспортные пошлины отменили в отношении каменного угля, брикетов, окатышей и аналогичных видов твердого топлива, полученных из каменного угля. Но коксующийся уголь стал исключением, что снижает рентабельность предприятий.
Эти меры имеют характер ручного управления. Принимая во внимание все существующие проблемы отрасли, пролонгация действия постановления стала логичной. По существующим данным, Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции "поддержала предложение Минэнерго России продлить с 1 сентября по 30 ноября" неприменение экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит.
Отказ от австралийского индекса
Необходимость активного вмешательства в тарифную политику также очевидна. Сообщалось, что ФАС проверяет целесообразность существующих цен на перевалку угля в Тамани. В начале апреля ОТЭКО снизила тарифы до $18-19 за т. Федеральная антимонопольная служба сочла ставки экономически необоснованными и возбудила дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции. Однако же, уже в начале июля сообщалось, что российские порты вновь увеличили тарифы за перевалку угля.
Еще один важный аспект — работа на внешнем контуре. Там основные трудности связаны с низкими ценами на уголь на мировых рынках и китайскими торговыми пошлинами, которые были введены в январе 2024 года для российского угля, в то время как для Австралии и основного поставщика Китая — Индонезии — пошлины были обнулены. И если на цены на мировых площадках повлиять нельзя, то вести дальнейшие переговоры с Китаем по поводу торговых пошлин просто необходимо.
В ситуации падающих показателей сектора Минэнерго ищет опору российскому углю. Ведомство разработало меры поддержки. О них сообщается в годовом докладе. В частности, Минэнерго предложило продолжить переговоры с Китаем об отмене импортных пошлин на уголь из России, упростить логистику и отказаться от австралийского индекса при расчете НДПИ. По словам участников рынка, свободный доступ в КНР может увеличить оборот отрасли на 150 млрд рублей в год.
Российская угольная отрасль сейчас сталкивается с рядом проблем, которые можно разделить на две категории. Это внутренние трудности, а также внешние факторы, обусловленные в том числе общемировыми ценами.
Внутренний контур
Во внутреннем контуре основными факторами, негативно влияющими на сектор, являются тарифная политика в российских портах, логистические трудности, которые обусловлены низкой пропускной способностью железных дорог, а также действия государства в отношении угольных компаний.
Особенно негативно ситуация пока складывается именно с морскими перевозками, на которые приходится около 90% всех российских поставок. По данным Kpler, морской экспорт угля с начала года сократился примерно на 17% и составил чуть больше 79 млн т за первые шесть месяцев текущего года.
За семь месяцев Ассоциация морских портов посчитала, что объем перевалки угля снизился на 11,4%. По данным же Platts, с января по июль морской экспорт энергетического угля вырос на 27% до 37,3 млн т. Здесь могло сыграть два ключевых фактора – во-первых, это обнуление экспортных пошлин, о которых мы поговорим чуть ниже, а, во-вторых, рост спроса со стороны стран АТР из-за аномальной жары.
В то же время ситуация с другими способами доставки улучшилась. За полгода через погранпереходы с Китаем объем перевозки угля вырос. Так, через Забайкальск–Маньчжурия доставлено 3,7 млн т (+3,6%), Гродеково–Суйфэньхэ — 1,7 млн т (рост в 1,7 раза), Нижнеленинское–Тунцзян — 1,4 млн т (показатель вырос вдвое), через Камышовая–Хуньчунь перевезли 1,7 млн т (+35%). Всего же через погранпереходы с Китаем российская сторона экспортировала 8,5 млн т угля за полугодие.
Угольная статистика-2024
Экспорт угля из РФ в КНР с мая по июль вырос на 8,8% в годовом выражении. Однако же за семь месяцев импорт российского угля Китаем, наоборот, сократился. Причины те же, которые и были озвучены ранее – импортные пошлины, а также внутренние сложности.
При текущей динамике общий экспорт российского угля за 2024 год может не превысить 190 млн т, что обеспечит сокращение на 10-15% по сравнению с прошлым годом. МЭА в своем последнем обзоре прогнозирует снижение на 16 млн т, что также является значительным.
Потребление угля в России составляет около 260 млн т. Росстат сообщил о снижении добычи угля в РФ в первой половине 2024 года на 0,7%, до 211 млн т. Внутреннее потребление может частично компенсировать сокращение экспорта.
Баланс пошлины
Одним из существенных барьеров стало увеличение НДПИ, одобренное Госдумой, и экспортная пошлина, которая не распространяется на кокс. В июле депутаты приняли закон, предусматривающий увеличение налога на добычу полезных ископаемых. Цена отсечения, при превышении которой будет взиматься надбавка к НДПИ, для угля составит $120 за т, для коксующегося угля — $167.
Что касается экспортной пошлины, то Правительство РФ ее временно отменило с 1 мая по 31 августа 2024 года (а затем продлило это решение до конца осени – прим.ред). Такое решение было принято, чтобы поддержать предприятия угольной отрасли. В результате гибкие экспортные пошлины отменили в отношении каменного угля, брикетов, окатышей и аналогичных видов твердого топлива, полученных из каменного угля. Но коксующийся уголь стал исключением, что снижает рентабельность предприятий.
Эти меры имеют характер ручного управления. Принимая во внимание все существующие проблемы отрасли, пролонгация действия постановления стала логичной. По существующим данным, Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции "поддержала предложение Минэнерго России продлить с 1 сентября по 30 ноября" неприменение экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит.
Отказ от австралийского индекса
Необходимость активного вмешательства в тарифную политику также очевидна. Сообщалось, что ФАС проверяет целесообразность существующих цен на перевалку угля в Тамани. В начале апреля ОТЭКО снизила тарифы до $18-19 за т. Федеральная антимонопольная служба сочла ставки экономически необоснованными и возбудила дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции. Однако же, уже в начале июля сообщалось, что российские порты вновь увеличили тарифы за перевалку угля.
Еще один важный аспект — работа на внешнем контуре. Там основные трудности связаны с низкими ценами на уголь на мировых рынках и китайскими торговыми пошлинами, которые были введены в январе 2024 года для российского угля, в то время как для Австралии и основного поставщика Китая — Индонезии — пошлины были обнулены. И если на цены на мировых площадках повлиять нельзя, то вести дальнейшие переговоры с Китаем по поводу торговых пошлин просто необходимо.
В ситуации падающих показателей сектора Минэнерго ищет опору российскому углю. Ведомство разработало меры поддержки. О них сообщается в годовом докладе. В частности, Минэнерго предложило продолжить переговоры с Китаем об отмене импортных пошлин на уголь из России, упростить логистику и отказаться от австралийского индекса при расчете НДПИ. По словам участников рынка, свободный доступ в КНР может увеличить оборот отрасли на 150 млрд рублей в год.