Анализ горнотехнологических параметров эксплуатации карьерного автотранспорта
Аннотация. В статье обозначена тенденция развития систем спутникового мониторинга состояния большегрузных автосамосвалов. Приведены основные горнотехнологические параметры эксплуатации карьерного автотранспорта. Проанализированы наиболее рациональные методики оценки влияния условий эксплуатации автомобилей на расхода дизтоплива.
Ключевые слова: карьерный автотранспорт, спутниковые системы, условия эксплуатации, расход топлива.
На сегодняшний день на разрезах Кузбасса большая часть горной массы транспортируется карьерным автотранспортом различной грузоподъемности, которые представлены линейками: БелАЗ, KOMATSU и Caterpillar, На разрезах Кузбасса нашли большое распространение спутниковые системы мониторинга состояния автомобилей, таких фирм как: «GLONASS», «АвтоГРАФ», «Wialon», «RAN» и др. С помощью этих система ведется учет и контроль основных технологических и технических параметров: скорость, масса перевозимого груза, длина ездки, время разгрузки/загрузки, расход топлива, уклоны и др. (рис.1).
Рисунок 1. Контроль изменения уровня топлива и скоростного режима автосамосвала за смену.
Из рис. 1 видно, что процесс изменения уровня топлива в баке автосамосвала является нестационарным и аналитическое описание его затруднительно.
Существует множество методик анализа взаимосвязи расхода дизтоплива карьерным автотранспортом и различных параметров его эксплуатации.
Фефелов Е.В. в своей работе [1] установил зависимость между параметрами процесса транспортирования горной массы и техническими характеристиками силовых установок карьерных автосамосвалов, обосновал коэффициент эффективности использования энергии топлива для оптимизации технических характеристик силовых установок карьерных автосамосвалов. В работе объектом моделирования являлся транспортный цикл карьерного автосамосвала БелАЗ-7513 грузоподъемностью 130-136 т с дизельным двигателем внутреннего сгорания Cummins QSK45 и электромеханической трансмиссией.
В ходе сравнения топливной экономичности карьерных автосамосвалов с различной удельной мощность выявлено, что при уклоне до 6-8% (60-80%о) удельная мощность не влияет на удельный расход топлива.
Установлено, что при уклонах трассы свыше 8-10% более экономичны автосамосвалы с большей удельной мощностью (рис. 2-а). С увеличением высоты подъема горной массы при постоянном уклоне трассы топливная экономичность автосамосвала улучшается, но более экономичны двигатели с меньшей удельной мощностью (рис. 2-6).
СЕКЦИЯ 5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ ГОРНЫХ РАБОТ
Рисунок 2. Удельный расход топлива карьерного автосамосвала в зависимости: а) от уклона трассы при высоте подъема 300 м, б) от высоты подъема при уклоне трассы 8%
В итоге имитационная модель процесса транспортирования горной массы карьерными автосамосвалами позволяет быстро и оперативно определить наиболее выгодные технические параметры автотранспорта. В частности, рассчитав эксплуатационные показатели карьерного автосамосвала, можно определить рациональные параметры силовых установок в конкретных горнотехнических условиях по критериям максимальной производительности либо по минимальному эксплуатационному расходу топлива.
Однако, результаты, полученные в ходе исследования Фефелова Е.В. нерациональны для применения на разрезах Кузбасса в связи с тем, что большую часть карьерного автопарка составляют автосамосвалы с грузоподъемностью от 130 т до 320 т.
Для условий разрезов Кузбасса Панчевым И.А. и Кузнецовым И.В. была разработана методика анализа параметров эксплуатации большегрузных автосамосвалов, которая учитывает изменение удельных затрат энергии в зависимости от уклона трассы (рис.3) [2].
Рисунок 3. Зависимость удельных затрат энергии автосамосвалов различной грузоподъемности от уклона трассы
В целом же обе рассмотренные методики рационально применять с целью сохранения ресурса карьерного автопарка. Актуальной на сегодняшний день задачей является разработка мероприятий по оптимизации параметров их работы, что в перспективе повысит экономическую эффективность открытых горных работ и косвенно может повлиять на экологическую составляющую.