Уголь подождет

Из-за скоп­ле­ния кон­тей­нер­ных гру­зов в пор­тах Даль­не­го Во­сто­ка Мин­транс РФ пред­ло­жил уве­ли­чить чис­ло кон­тей­нер­ных по­ез­дов в этом на­прав­ле­нии за счет со­кра­ще­ния вы­во­за угля. В про­иг­ры­ше оста­нет­ся Ке­ме­ров­ская об­ласть: гу­бер­на­тор Сер­гей Ци­ви­лев уже жа­ло­вал­ся пре­мье­ру Ми­ха­и­лу Ми­шу­ст­и­ну, что в ре­ги­оне про­ста­и­ва­ет 800 тыс. тонн угля, ко­то­рые долж­ны были пой­ти на экс­порт. Экс­пер­ты меж­ду тем го­во­рят о необ­хо­ди­мо­сти бо­лее ин­тен­сив­ных мер по ди­вер­си­фи­ка­ции эко­ном­ки Куз­бас­са. По­дроб­но­сти – в сю­же­те РК.

Ре­ше­ние Мин­тран­са

Что­бы осво­бо­дить пор­ты Даль­не­го Во­сто­ка от скоп­ле­ния гру­зов, Мин­транс РФ пред­ло­жил уве­ли­чить ко­ли­че­ство кон­тей­нер­ных по­ез­дов до трех пар в сут­ки в во­сточ­ном на­прав­ле­нии. Од­на­ко при этом сни­зит­ся пе­ре­воз­ка дру­гих то­ва­ров, в част­но­сти угля.

«Ожи­да­е­мый вы­па­да­ю­щий объ­ем от­гру­зок энер­ге­ти­че­ско­го угля со­ста­вит по­ряд­ка 800 тыс. тонн до кон­ца года, или 1,4% го­до­во­го объ­е­ма, ко­то­рые мы пла­ни­ру­ем до­вез­ти (то есть до­брать) в сле­ду­ю­щем году до 15 ап­ре­ля», – за­явил гла­ва Мин­тран­са Ви­та­лий Са­ве­льев на со­ве­ща­нии у пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на.

Вице-пре­мьер РФ Ан­дрей Бе­ло­усов от­ме­тил, что дан­ная мера в первую оче­редь за­тро­нет Куз­басс.

«Но с уче­том того, что мы за тре­тий-чет­вер­тый квар­та­лы вы­во­зим 26 млн тонн у них, 800 тыс. [тонн] – это неболь­шая часть, тем бо­лее мы по­том все рав­но до­вы­ве­зем», – ска­зал Бе­ло­усов.

От­ме­тим, что дву­мя неде­ля­ми ра­нее гла­ва Ке­ме­ров­ской об­ла­сти Сер­гей Ци­ви­лев в пись­ме пре­мье­ру Ми­ха­и­лу Ми­шу­ст­и­ну жа­ло­вал­ся, что в ре­ги­оне про­ста­и­ва­ет 12 тыс. ва­го­нов, в ко­то­рых на­хо­дит­ся бо­лее 800 тыс. тонн угля на экс­порт.

Из них 500 ва­го­нов сто­ят еще с сен­тяб­ря. Весь этот объ­ем гру­зов уже при­нят к пе­ре­воз­ке в во­сточ­ном на­прав­ле­нии РЖД, но «фи­зи­че­ски не от­прав­лен со стан­ций по­груз­ки Куз­бас­са», го­во­ри­лось в до­ку­мен­те, ко­то­рый ци­ти­ро­вал РБК.

Ци­ви­лев ука­зы­вал на то, что с на­ступ­ле­ни­ем зимы дли­тель­ный про­стой по­вле­чет за со­бой смер­за­ние гру­зов. При этом 80% про­ста­и­ва­ю­щих по­ез­дов на­хо­дят­ся на подъ­езд­ных пу­тях уг­ле­до­бы­ва­ю­щих ком­па­ний. По­сколь­ку пути ока­за­лись фак­ти­че­ски за­бло­ки­ро­ва­ны, гру­зо­от­пра­ви­те­ли не мо­гут при­нять по­рож­ние ва­го­ны и от­гру­зить экс­порт­ный уголь и в за­пад­ном на­прав­ле­нии, пре­ду­пре­ждал гу­бер­на­тор.

Это не пер­вая пре­тен­зия ке­ме­ров­ско­го гу­бер­на­то­ра в ад­рес РЖД. В сен­тяб­ре гла­ва Куз­бас­са пред­ло­жил за­брать у мо­но­по­лии пол­но­мо­чия по стро­и­тель­ству Во­сточ­но­го по­ли­го­на и пе­ре­дать их Мин­строю РФ. Гу­бер­на­тор под­чер­ки­вал, что сро­ки стро­и­тель­ства Во­сточ­но­го по­ли­го­на по­сто­ян­но сры­ва­ют­ся. Это, по его сло­вам, бьет по эко­но­ми­ке Куз­бас­са го­раз­до силь­нее, чем вве­ден­ное за­пад­ны­ми стра­на­ми эм­бар­го на рос­сий­ский уголь.

Уско­рить ди­вер­си­фи­ка­цию

Оче­вид­но, что по­пыт­ки гла­вы Ке­ме­ров­ской об­ла­сти про­да­вить ин­те­ре­сы уголь­щи­ков в во­про­се транс­пор­ти­ров­ки гру­зов пока оста­ют­ся тщет­ны­ми.

Пла­ни­ру­е­мое сни­же­ние от­груз­ки угля нега­тив­но по­вли­я­ет на эко­но­ми­ку ре­ги­о­на, счи­та­ет пред­се­да­тель со­ю­за жур­на­ли­стов Куз­бас­са Ва­ле­рий Ка­чин:

«Умень­шит­ся до­бы­ча и сни­зит­ся на­ло­го­об­ла­га­е­мая база. Умень­шит­ся при­быль, а она и так неве­ли­ка, – от­ме­тил Ка­чин. –  Ев­ро­па за­кры­та для вы­во­за, на внут­рен­нее по­треб­ле­ние не очень мно­го идет».

Меж­ду тем док­тор эко­но­ми­че­ских наук Оль­га Куз­не­цо­ва го­во­рит о необ­хо­ди­мо­сти бо­лее ин­тен­сив­ных дей­ствий со сто­ро­ны вла­стей Ке­ме­ров­ской об­ла­сти по ди­вер­си­фи­ка­ции эко­но­ми­ки.

«Нуж­но при­вле­кать ин­ве­сто­ров, ко­то­рые бу­дут вкла­ды­вать день­ги в раз­ные про­из­вод­ства. Это мо­гут быть ма­ши­но­стро­е­ние, лег­кая про­мыш­лен­ность, ту­ризм – да что угод­но. Долж­ны быть ин­ве­сто­ры, ко­то­рые бу­дут при­хо­дить в эко­но­ми­ку ре­ги­о­на и вкла­ды­вать день­ги в стро­и­тель­ство пред­при­я­тий», – за­ме­ти­ла Куз­не­цо­ва.

Она пред­по­ло­жи­ла, что уже при­ня­тые в этом на­прав­ле­нии меры пока не дали же­ла­е­мо­го эф­фек­та: в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти со­зда­ны че­ты­ре тер­ри­то­рии опе­ре­жа­ю­ще­го со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, раз­ра­бо­тан план ди­вер­си­фи­ка­ции эко­но­ми­ки до 2026 года.

«Воз­мож­но, про­бле­мы еще и с тем, что не очень до­воль­ны ре­зуль­та­та­ми этой ди­вер­си­фи­ка­ции, а она все­гда тор­мо­зит­ся, ко­гда под­дер­жи­ва­ют ста­рые от­рас­ли», – до­ба­ви­ла Куз­не­цо­ва.

Из-за скоп­ле­ния кон­тей­нер­ных гру­зов в пор­тах Даль­не­го Во­сто­ка Мин­транс РФ пред­ло­жил уве­ли­чить чис­ло кон­тей­нер­ных по­ез­дов в этом на­прав­ле­нии за счет со­кра­ще­ния вы­во­за угля. В про­иг­ры­ше оста­нет­ся Ке­ме­ров­ская об­ласть: гу­бер­на­тор Сер­гей Ци­ви­лев уже жа­ло­вал­ся пре­мье­ру Ми­ха­и­лу Ми­шу­ст­и­ну, что в ре­ги­оне про­ста­и­ва­ет 800 тыс. тонн угля, ко­то­рые долж­ны были пой­ти на экс­порт. Экс­пер­ты меж­ду тем го­во­рят о необ­хо­ди­мо­сти бо­лее ин­тен­сив­ных мер по ди­вер­си­фи­ка­ции эко­ном­ки Куз­бас­са. По­дроб­но­сти – в сю­же­те РК.

Ре­ше­ние Мин­тран­са

Что­бы осво­бо­дить пор­ты Даль­не­го Во­сто­ка от скоп­ле­ния гру­зов, Мин­транс РФ пред­ло­жил уве­ли­чить ко­ли­че­ство кон­тей­нер­ных по­ез­дов до трех пар в сут­ки в во­сточ­ном на­прав­ле­нии. Од­на­ко при этом сни­зит­ся пе­ре­воз­ка дру­гих то­ва­ров, в част­но­сти угля.

«Ожи­да­е­мый вы­па­да­ю­щий объ­ем от­гру­зок энер­ге­ти­че­ско­го угля со­ста­вит по­ряд­ка 800 тыс. тонн до кон­ца года, или 1,4% го­до­во­го объ­е­ма, ко­то­рые мы пла­ни­ру­ем до­вез­ти (то есть до­брать) в сле­ду­ю­щем году до 15 ап­ре­ля», – за­явил гла­ва Мин­тран­са Ви­та­лий Са­ве­льев на со­ве­ща­нии у пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на.

Вице-пре­мьер РФ Ан­дрей Бе­ло­усов от­ме­тил, что дан­ная мера в первую оче­редь за­тро­нет Куз­басс.

«Но с уче­том того, что мы за тре­тий-чет­вер­тый квар­та­лы вы­во­зим 26 млн тонн у них, 800 тыс. [тонн] – это неболь­шая часть, тем бо­лее мы по­том все рав­но до­вы­ве­зем», – ска­зал Бе­ло­усов.

От­ме­тим, что дву­мя неде­ля­ми ра­нее гла­ва Ке­ме­ров­ской об­ла­сти Сер­гей Ци­ви­лев в пись­ме пре­мье­ру Ми­ха­и­лу Ми­шу­ст­и­ну жа­ло­вал­ся, что в ре­ги­оне про­ста­и­ва­ет 12 тыс. ва­го­нов, в ко­то­рых на­хо­дит­ся бо­лее 800 тыс. тонн угля на экс­порт.

Из них 500 ва­го­нов сто­ят еще с сен­тяб­ря. Весь этот объ­ем гру­зов уже при­нят к пе­ре­воз­ке в во­сточ­ном на­прав­ле­нии РЖД, но «фи­зи­че­ски не от­прав­лен со стан­ций по­груз­ки Куз­бас­са», го­во­ри­лось в до­ку­мен­те, ко­то­рый ци­ти­ро­вал РБК.

Ци­ви­лев ука­зы­вал на то, что с на­ступ­ле­ни­ем зимы дли­тель­ный про­стой по­вле­чет за со­бой смер­за­ние гру­зов. При этом 80% про­ста­и­ва­ю­щих по­ез­дов на­хо­дят­ся на подъ­езд­ных пу­тях уг­ле­до­бы­ва­ю­щих ком­па­ний. По­сколь­ку пути ока­за­лись фак­ти­че­ски за­бло­ки­ро­ва­ны, гру­зо­от­пра­ви­те­ли не мо­гут при­нять по­рож­ние ва­го­ны и от­гру­зить экс­порт­ный уголь и в за­пад­ном на­прав­ле­нии, пре­ду­пре­ждал гу­бер­на­тор.

Это не пер­вая пре­тен­зия ке­ме­ров­ско­го гу­бер­на­то­ра в ад­рес РЖД. В сен­тяб­ре гла­ва Куз­бас­са пред­ло­жил за­брать у мо­но­по­лии пол­но­мо­чия по стро­и­тель­ству Во­сточ­но­го по­ли­го­на и пе­ре­дать их Мин­строю РФ. Гу­бер­на­тор под­чер­ки­вал, что сро­ки стро­и­тель­ства Во­сточ­но­го по­ли­го­на по­сто­ян­но сры­ва­ют­ся. Это, по его сло­вам, бьет по эко­но­ми­ке Куз­бас­са го­раз­до силь­нее, чем вве­ден­ное за­пад­ны­ми стра­на­ми эм­бар­го на рос­сий­ский уголь.

Уско­рить ди­вер­си­фи­ка­цию

Оче­вид­но, что по­пыт­ки гла­вы Ке­ме­ров­ской об­ла­сти про­да­вить ин­те­ре­сы уголь­щи­ков в во­про­се транс­пор­ти­ров­ки гру­зов пока оста­ют­ся тщет­ны­ми.

Пла­ни­ру­е­мое сни­же­ние от­груз­ки угля нега­тив­но по­вли­я­ет на эко­но­ми­ку ре­ги­о­на, счи­та­ет пред­се­да­тель со­ю­за жур­на­ли­стов Куз­бас­са Ва­ле­рий Ка­чин:

«Умень­шит­ся до­бы­ча и сни­зит­ся на­ло­го­об­ла­га­е­мая база. Умень­шит­ся при­быль, а она и так неве­ли­ка, – от­ме­тил Ка­чин. –  Ев­ро­па за­кры­та для вы­во­за, на внут­рен­нее по­треб­ле­ние не очень мно­го идет».

Меж­ду тем док­тор эко­но­ми­че­ских наук Оль­га Куз­не­цо­ва го­во­рит о необ­хо­ди­мо­сти бо­лее ин­тен­сив­ных дей­ствий со сто­ро­ны вла­стей Ке­ме­ров­ской об­ла­сти по ди­вер­си­фи­ка­ции эко­но­ми­ки.

«Нуж­но при­вле­кать ин­ве­сто­ров, ко­то­рые бу­дут вкла­ды­вать день­ги в раз­ные про­из­вод­ства. Это мо­гут быть ма­ши­но­стро­е­ние, лег­кая про­мыш­лен­ность, ту­ризм – да что угод­но. Долж­ны быть ин­ве­сто­ры, ко­то­рые бу­дут при­хо­дить в эко­но­ми­ку ре­ги­о­на и вкла­ды­вать день­ги в стро­и­тель­ство пред­при­я­тий», – за­ме­ти­ла Куз­не­цо­ва.

Она пред­по­ло­жи­ла, что уже при­ня­тые в этом на­прав­ле­нии меры пока не дали же­ла­е­мо­го эф­фек­та: в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти со­зда­ны че­ты­ре тер­ри­то­рии опе­ре­жа­ю­ще­го со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, раз­ра­бо­тан план ди­вер­си­фи­ка­ции эко­но­ми­ки до 2026 года.

«Воз­мож­но, про­бле­мы еще и с тем, что не очень до­воль­ны ре­зуль­та­та­ми этой ди­вер­си­фи­ка­ции, а она все­гда тор­мо­зит­ся, ко­гда под­дер­жи­ва­ют ста­рые от­рас­ли», – до­ба­ви­ла Куз­не­цо­ва.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.