Способ увеличить рентабельность предприятия(часть 1)

Часть I

Существует два способа увеличить рентабельность любого предприятия, в том числе горного: повысить его доходность или уменьшить расходную часть. Повышение доходности горного предприятия зависит не только от объёмов производства, но и, например, от конъюнктуры рынка – цены на сырьё, добываемое на предприятии. Повлиять на мировую цену на уголь, например, предприятие не в силах, поэтому предлагаю рассмотреть возможность снижения затратной части.

Целью работы любого предприятия (или целевой функцией экономической деятельности вида) является выполнение плана работ при минимуме затрат. В соответствии с функцией, карьерная техника должна выполнить максимум работ при минимуме расходов. Факторов, влияющих на снижение стоимости владения, несколько. Приведу лишь некоторые из них.

Самым важным фактором, влияющим на себестоимость владения парком техники, естественно является техническое обслуживание. Многие специалисты, ответственные за эксплуатацию техники, недальновидно полагают, что профилактическое обслуживание – это лишь регулярная смена масла, рабочих жидкостей, фильтров и обслуживание точек смазки. В то время как профилактическое обслуживание - это совокупность нескольких факторов: обслуживание строительной техники квалифицированным персоналом в удовлетворительных условиях эксплуатации путём систематического осмотра, выявления и исправления потенциальных неисправностей, желательно до их возникновения, либо до того, как они приведут к аварийной остановке машины и значительным расходам. Нерегулярное и неконтролируемое профилактическое обслуживание не в интересах менеджеров предприятия, самой компании и, собственно, машин. Затраты на профилактическое обслуживание оборудования необходимо рассматривать не просто как расходы, а наоборот, как инвестиции, защищающие оборудование от поломок и связанных с ними расходов на его восстановление.

Поддержание высокой технической готовности техники возможно лишь:

 - при соблюдении норм периодичности ТО;

 - при соблюдении норм объёма ТО;

 - применении качественных материалов и запчастей;

 - высокой квалификации специалистов;

 - оснащении инструментом и приспособлениями. 

Профилактическое обслуживание обязательно. Компании должны определиться с политикой, практикой, процедурами, способами и системами, обеспечивающими наивысшую готовность машин к работе, их низкую себестоимость работы и максимальную отдачу от вложенных средств. 

Поддержание высокой технической готовности карьерной техники и, соответственно, производительности парков оборудования обеспечивается только при соблюдении норм периодичности и объема работ по его техническому обслуживанию и плановым ремонтам. Не меньшее значение имеет применение качественных материалов и запчастей при высокой квалификации оснащенных инструментом и приспособлениями специалистов подразделения технического сервиса. Это означает, что срок службы техники зависит от выделяемых в бюджетах средств на обеспечение ее технического сервиса.

Итак, мы определили степень важности технического обслуживания техники. Рассмотрим некоторые способы снижения себестоимости и увеличения срока службы техники.

Одним из таких эффективных способов является очистка гидравлического масла. Учитывая объёмы гидравлического масла в современной горной технике, а также необходимую регулярность его смены, возможность экономии здесь представляется особенно актуальной.

Что же предлагает современная промышленность владельцам парков горной техники? Если совсем коротко, существующие системы очистки масла делятся на два основных типа – бортовые и стационарные. Как понятно из названия, одни находятся на борту техники и работают вместе с ней, другие ждут технику в ангаре.

Начнём с бортовых систем. Не будет преувеличением сказать, что в карьер, или в разрез они пришли с борта корабля – именно там началось их массовое и практически повсеместное применение. В сравнении с судовыми дизельными установками двигатели карьерных машин относительно невелики, но, тем не менее, в некоторых случаях применять их рационально.

Что представляет из себя бортовая система очистки масла? Принципиальная схема приведена на рисунке. Итак, из гидросистемы машины (самосвала, экскаватора, фронтального погрузчика и т.д.) масло поступает в бортовую систему. Её насос создаёт дополнительное давление, под которым масло поступает в фильтрующий элемент системы. Отфильтрованное масло поступает в бак гидросистемы машины, а осадок остаётся в баке-накопителе бортовой системы. Блок управления регулирует степень фильтрации в зависимости от нагрузки, степени загрязнения и т.д.

 

 Как видите, система довольно простая и эффективная. Она работает вместе с машиной и требует лишь периодической очистки бака и нечастой смены фильтрующего элемента. Такая система не только отфильтровывает инородные частицы, но и испаряет влагу, тем самым продлевая срок службы масла до 10-15 раз. С бортовой системой вы не пропустите срок замены масла, его надо будет лишь доливать, компенсируя отфильтрованное. Также немаловажно для нас с вами и то, что, продлевая срок службы масла, уменьшая количество замен и возможных утечек минимизируется ущерб природе.

Как оценить степень влияния бортовой системы на экономику предприятия? Давайте для примера возьмём жёсткорамный самосвал грузоподъёмностью 90 тонн. Этот класс машин довольно распространён на российских предприятиях. Что нам даст применение бортовой системы очистки гидравлического масла? Если, как уверяют производители таких систем, мы можем продлить срок службы масла до 10 раз, расчёт получается примерно такой:

Периодичность смены масла - 2000 моточасов (мч);

Объём гидравлического масла в системе: в зависимости от бренда, около 600 литров;

Продолжительность процедуры замены масла – около 3 часов;

Стоимость часа работы механика – около 1500 рублей;

Стоимость литра гидравлического масла типа VG32 – около 300 рублей.

Итого стоимость одной замены: 600 литров х 300 рублей + 3 часа х 1500 рублей = 184 500 рублей.

За три года работы машины, или 20 000мч замена гидравлического масла обойдётся владельцу самосвала в 1 845 000 рублей.

Если же бортовая система продлевает срок службы масла в 10 раз, то за 3 года мы сменим его единожды, за те же 184 500 рублей.

Итого: 1 845 000 – 184 500 = 1 660 500 рублей.

Много это или мало за три года? Решать руководству предприятия. Но, если учесть, что самосвалы обычно работают парком, уже для пяти машин сумма экономии составит более 8 млн руб.

Конечно, в каждом конкретном случае расчёт будет разный: где-то дешевле масло, кто-то меняет его реже, многим не надо дополнительно оплачивать труд механиков. Но общий принцип, как мне кажется, понятен. Ведь если для расчёта брать самосвалы большей грузоподъёмности, или гидравлические экскаваторы, где объём масла в разы больше, цифры экономии существенно возрастут.

Говоря об сэкономленных средствах за счёт системы очистки нельзя, конечно, не иметь в виду стоимость самой системы. Расчёт здесь довольно простой: расходы на систему очистки складываются из стоимости её приобретения и стоимости эксплуатации (расходные материалы, ремонт/обслуживание). Естественно, в рассматриваемый период времени (например, на срок службы машины) сумма сэкономленных системой средств должна превышать расходы на систему за этот же период.

Но дело в том, что экономия, достигнутая при использовании систем очистки, не исчерпывается лишь продлением срока службы масла. Подробнее об этом – во второй части статьи.

Руководитель по технической поддержке и обучению

ООО "Ферронордик машины"

Александр Жданов

Часть I

Существует два способа увеличить рентабельность любого предприятия, в том числе горного: повысить его доходность или уменьшить расходную часть. Повышение доходности горного предприятия зависит не только от объёмов производства, но и, например, от конъюнктуры рынка – цены на сырьё, добываемое на предприятии. Повлиять на мировую цену на уголь, например, предприятие не в силах, поэтому предлагаю рассмотреть возможность снижения затратной части.

Целью работы любого предприятия (или целевой функцией экономической деятельности вида) является выполнение плана работ при минимуме затрат. В соответствии с функцией, карьерная техника должна выполнить максимум работ при минимуме расходов. Факторов, влияющих на снижение стоимости владения, несколько. Приведу лишь некоторые из них.

Самым важным фактором, влияющим на себестоимость владения парком техники, естественно является техническое обслуживание. Многие специалисты, ответственные за эксплуатацию техники, недальновидно полагают, что профилактическое обслуживание – это лишь регулярная смена масла, рабочих жидкостей, фильтров и обслуживание точек смазки. В то время как профилактическое обслуживание - это совокупность нескольких факторов: обслуживание строительной техники квалифицированным персоналом в удовлетворительных условиях эксплуатации путём систематического осмотра, выявления и исправления потенциальных неисправностей, желательно до их возникновения, либо до того, как они приведут к аварийной остановке машины и значительным расходам. Нерегулярное и неконтролируемое профилактическое обслуживание не в интересах менеджеров предприятия, самой компании и, собственно, машин. Затраты на профилактическое обслуживание оборудования необходимо рассматривать не просто как расходы, а наоборот, как инвестиции, защищающие оборудование от поломок и связанных с ними расходов на его восстановление.

Поддержание высокой технической готовности техники возможно лишь:

 - при соблюдении норм периодичности ТО;

 - при соблюдении норм объёма ТО;

 - применении качественных материалов и запчастей;

 - высокой квалификации специалистов;

 - оснащении инструментом и приспособлениями. 

Профилактическое обслуживание обязательно. Компании должны определиться с политикой, практикой, процедурами, способами и системами, обеспечивающими наивысшую готовность машин к работе, их низкую себестоимость работы и максимальную отдачу от вложенных средств. 

Поддержание высокой технической готовности карьерной техники и, соответственно, производительности парков оборудования обеспечивается только при соблюдении норм периодичности и объема работ по его техническому обслуживанию и плановым ремонтам. Не меньшее значение имеет применение качественных материалов и запчастей при высокой квалификации оснащенных инструментом и приспособлениями специалистов подразделения технического сервиса. Это означает, что срок службы техники зависит от выделяемых в бюджетах средств на обеспечение ее технического сервиса.

Итак, мы определили степень важности технического обслуживания техники. Рассмотрим некоторые способы снижения себестоимости и увеличения срока службы техники.

Одним из таких эффективных способов является очистка гидравлического масла. Учитывая объёмы гидравлического масла в современной горной технике, а также необходимую регулярность его смены, возможность экономии здесь представляется особенно актуальной.

Что же предлагает современная промышленность владельцам парков горной техники? Если совсем коротко, существующие системы очистки масла делятся на два основных типа – бортовые и стационарные. Как понятно из названия, одни находятся на борту техники и работают вместе с ней, другие ждут технику в ангаре.

Начнём с бортовых систем. Не будет преувеличением сказать, что в карьер, или в разрез они пришли с борта корабля – именно там началось их массовое и практически повсеместное применение. В сравнении с судовыми дизельными установками двигатели карьерных машин относительно невелики, но, тем не менее, в некоторых случаях применять их рационально.

Что представляет из себя бортовая система очистки масла? Принципиальная схема приведена на рисунке. Итак, из гидросистемы машины (самосвала, экскаватора, фронтального погрузчика и т.д.) масло поступает в бортовую систему. Её насос создаёт дополнительное давление, под которым масло поступает в фильтрующий элемент системы. Отфильтрованное масло поступает в бак гидросистемы машины, а осадок остаётся в баке-накопителе бортовой системы. Блок управления регулирует степень фильтрации в зависимости от нагрузки, степени загрязнения и т.д.

 

 Как видите, система довольно простая и эффективная. Она работает вместе с машиной и требует лишь периодической очистки бака и нечастой смены фильтрующего элемента. Такая система не только отфильтровывает инородные частицы, но и испаряет влагу, тем самым продлевая срок службы масла до 10-15 раз. С бортовой системой вы не пропустите срок замены масла, его надо будет лишь доливать, компенсируя отфильтрованное. Также немаловажно для нас с вами и то, что, продлевая срок службы масла, уменьшая количество замен и возможных утечек минимизируется ущерб природе.

Как оценить степень влияния бортовой системы на экономику предприятия? Давайте для примера возьмём жёсткорамный самосвал грузоподъёмностью 90 тонн. Этот класс машин довольно распространён на российских предприятиях. Что нам даст применение бортовой системы очистки гидравлического масла? Если, как уверяют производители таких систем, мы можем продлить срок службы масла до 10 раз, расчёт получается примерно такой:

Периодичность смены масла - 2000 моточасов (мч);

Объём гидравлического масла в системе: в зависимости от бренда, около 600 литров;

Продолжительность процедуры замены масла – около 3 часов;

Стоимость часа работы механика – около 1500 рублей;

Стоимость литра гидравлического масла типа VG32 – около 300 рублей.

Итого стоимость одной замены: 600 литров х 300 рублей + 3 часа х 1500 рублей = 184 500 рублей.

За три года работы машины, или 20 000мч замена гидравлического масла обойдётся владельцу самосвала в 1 845 000 рублей.

Если же бортовая система продлевает срок службы масла в 10 раз, то за 3 года мы сменим его единожды, за те же 184 500 рублей.

Итого: 1 845 000 – 184 500 = 1 660 500 рублей.

Много это или мало за три года? Решать руководству предприятия. Но, если учесть, что самосвалы обычно работают парком, уже для пяти машин сумма экономии составит более 8 млн руб.

Конечно, в каждом конкретном случае расчёт будет разный: где-то дешевле масло, кто-то меняет его реже, многим не надо дополнительно оплачивать труд механиков. Но общий принцип, как мне кажется, понятен. Ведь если для расчёта брать самосвалы большей грузоподъёмности, или гидравлические экскаваторы, где объём масла в разы больше, цифры экономии существенно возрастут.

Говоря об сэкономленных средствах за счёт системы очистки нельзя, конечно, не иметь в виду стоимость самой системы. Расчёт здесь довольно простой: расходы на систему очистки складываются из стоимости её приобретения и стоимости эксплуатации (расходные материалы, ремонт/обслуживание). Естественно, в рассматриваемый период времени (например, на срок службы машины) сумма сэкономленных системой средств должна превышать расходы на систему за этот же период.

Но дело в том, что экономия, достигнутая при использовании систем очистки, не исчерпывается лишь продлением срока службы масла. Подробнее об этом – во второй части статьи.

Руководитель по технической поддержке и обучению

ООО "Ферронордик машины"

Александр Жданов

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.