Снова в гору

Горнодобывающие компании возобновляют инвестиционные циклы, несмотря на непредсказуемость валютного курса и политической конъюнктуры.

 Спрос на природные ресурсы российского происхождения за рубежом был не слишком высоким в 2017 году, однако в условиях серьезного роста цен на мировом рынке экспортные поставки позволили российской горнодобывающей отрасли заработать хорошие деньги - свидетельствуют данные, недавно опубликованные Федеральной Таможенной Службой (ФТС).

 В 2017 году Россия увеличила экспорт угля на 54% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом, до рекордного показателя в 13,6 млрд долларов. В натуральном выражении экспорт достиг 181 млн. тонн, что было на 9,4% больше, чем в 2016 году. Цены на экспортные контракты были заметно выше в прошлом году, в сравнении с предыдущим годом, что обеспечило российским угольным компаниям хорошую прибыль.

 Статистические данные по другим видам природных ресурсов не столь однозначны. К примеру, в 2017 году Россия экспортировала 42.4 млн тонн черных металлов на сумму 18,8 млрд. долларов, сообщала ФТС. Хотя в натуральном выражении экспорт сократился на 2.2% по сравнению с 2016 годом, в денежном выражении он вырос почти на 33%, так как ценовая конъюнктура на мировом рынке также была очень благоприятной.

 Аналогичная картина наблюдалась и в отношении некоторых цветных металлов. В период с января по декабрь 2017 года Россия сократила экспорт алюминия на 11.7% до 2.8 млн тонн, но в денежном выражении экспорт вырос на 4,1% до 4.8 млрд. долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

 За тот же временной промежуток экспорт меди увеличился на 12.6% до 528.8 тыс. тонн в натуральном выражении и на 48.5% до 3.2 млрд долларов в денежном выражении. В тоже время в случае с никелем даже высокие цены на мировом рынке не смогли удержать отрасль от падения экспортной выручки, которая сократилась на 18.5% до 1.3 млрд долларов. Всего было экспортировано 126.7 тыс. тонн никеля, что было на 26,6% меньше, чем за период с января по декабрь 2016 года.

 Средневзвешенный курс российского рубля в 2017 году был почти на 10% выше, чем годом ранее, и это стало “ложкой дегтя” для российской горнодобывающей промышленности, поскольку компании получили немного меньше прибыли от своих экспортных контрактов, нежели могли ожидать.

Угольной отрасли требуется инфраструктура.

Россия является третьим по величине экспортером угля в мире и планирует продолжать укреплять свои позиции на мировом рынке в ближайшие годы. Согласно прогнозу Министерства Энергетики, к 2030 году Россия должна увеличить экспорт угля на 50 млн. тонн по сравнению с нынешним показателем до почти 230 млн. тонн в год.

 Компании стремятся экспортировать больше угля по так называемому “восточному направлению” АзиатскоТихоокеанскому региону, где ожидается рост спроса на энергетический уголь и антрацит. В первую очередь Россия заинтересована в том, чтобы закрепиться на китайском рынке, где местные власти закрывают шахты с низкой производительностью, заменяя их новыми шахтами с низкой себестоимостью.

 В течение предыдущих двух лет Китай испытывал нехватку угля, поскольку в 2016 году были закрыты угледобывающие мощности с производительностью около 290 млн. тонн в год, сокращен импорт из Австралии и из-за санкций импорт из Северной Кореи.

 На этом фоне, России удалось почти вдвое увеличить экспорт угля в Китай во второй половине 2017 года.

 В своей ежегодной презентации российская горнодобывающая компания Мечел проинформировала, что экспорт в Китай генерирует выручки угольного дивизиона компании. Считается, что роль Китая для крупных угледобывающих компаний в России будет только расти в ближайшие годы.

 С другой стороны, внутренний спрос на уголь в России снизится на 5,5% к 2023 году, спрогнозировало Министерство Энергетики России. С 2011 года внутренний рынок угля в России постепенно сужается, по словам Анатолия Яновского, заместителя Министра Энергетики. Внутреннее потребление за последние шесть лет сократилось почти на 20 млн. тонн со своих максимальных значений в рамках тренда, который кажется «естественным и последовательным,» подчеркнул Яновский.

 В связи с этим российская угледобывающая промышленность должна опираться на экспорт, а также приложить усилия для развития угольной химии, заявил Александр Новак, Министр Энергетики России. К 2026 году планируется построить 30 новых современных угольных обогатительных фабрик, чтобы удвоить внутренние мощности в этом сегменте угольной отрасли, добавил Новак. Это позволит России предлагать продукцию с более высокой добавленной стоимостью, в первую очередь, для иностранных клиентов.

 Структура спроса на российский уголь определяет, где появляются новые проекты по его добыче. В 2017 в России добыто 407.8 млн. тонн угля, что на 5,7% или 23 млн. тонн больше, по сравнению с 2016 годом. Самый сильный рост был зафиксирован в дальневосточной части страны— самой близкой к Азиатско-Тихоокеанскому региону. По словам Яновского, в 2017 году почти все дополнительные объемы угля в России были направлены на экспорт.

 Поскольку экспорт угля из России достигает новых высот каждый год, отрасль начинает сталкиваться с серьезными инфраструктурными проблемами, прокомментировал Денис Семенкин, представитель Российские Железные Дороги (РЖД). По его словам, морские порты Российского Дальнего Востока изначально не предназначались для экспорта угля, поэтому и порты, и железнодорожная инфраструктура в стране недостаточны для удовлетворения растущих потребностей угледобывающих компаний.

 В январе 2018 года в Кемеровской области на железных дорогах образовалась «сильнейшая пробка», в которую попали десятки вагонов, используемых для транспортировки угля в дальневосточные морские порты. Пробка была связана с плохими погодными условиями на Дальнем Востоке, поскольку экстремальный холод замедлял перевалку угля в ключевых морских портах, пояснили представители РЖД.

 Тем не менее, определенные шаги по устранению узких мест в угольной логистике страны уже предпринимаются. В частности, к 2019 году Восточный Порт должен ввести в эксплуатацию свой третий угольный терминал, что позволит увеличить совокупную мощность по перевалку угля почти в два раза: до 40 млн. тонн в год. С марта 2018 года федеральное правительство России будет предоставлять государственную помощь транспортным компаниям для приобретения новых тяжеловесных железнодорожных вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось.

 Этот инновационный железнодорожный вагон должен  «разгрузить железнодорожную инфраструктуру» на фоне растущих потоков угля, направляемых в дальневосточные морские порты для дальнейшего экспорта, отметил в своем релизе железнодорожный оператор РТК.

 На фоне такого рода «пробок» и прочих инфраструктурных проблем конкуренция между различными угледобывающими проектами в России, похоже, будет становиться все более жесткой.

 В Кузбассе, было добыто 240 миллионов тонн угля в 2017 году. Стратегия развития угольной промышленности России предусматривала, что в течение следующего десятилетия этот регион должен постепенно сокращать свою долю в угольной промышленности России, но, похоже, местные власти придерживаются иного мнения. В 2017 году угледобывающие компании инвестировали в новые угольные шахты и обогатительные фабрики 52 млрд. рублей или 1.1 млрд. долларов, и этот показатель несколько вырос по сравнению с предыдущим годом, по данным.

 В целом власти Кузбасса хотели бы, чтобы федеральное правительство компенсировало логистических затраты на транспортировку угля из Кемеровской Области в дальневосточные морские порты, вместо того, чтобы оказывать какую-либо государственную поддержку строительству железнодорожных ветвей на новых рудниках в Сибири и на Дальнем Востоке.

 Похоже, конкуренция между различными политическими группировками, которые поддерживают обе стороны, добавит некоторую неопределенность угольной промышленности в России в ближайшие годы. По данным Министерства Энергетики, возможная совокупная производительность новых угольных шахт на Дальнем Востоке, которые планируется ввести в эксплуатацию к 2030 году, может составить от 66 млн. тонн до 99 млн. тонн в год.

В связи с этим бытует мнение, что в России не найдется места одновременно и для новых шахт на Кузбассе, и в Дальневосточном регионе, по крайней мере, если темпы роста экспорта не превысят ожидания властей.

Горнодобывающие компании возобновляют инвестиционные циклы, несмотря на непредсказуемость валютного курса и политической конъюнктуры.

 Спрос на природные ресурсы российского происхождения за рубежом был не слишком высоким в 2017 году, однако в условиях серьезного роста цен на мировом рынке экспортные поставки позволили российской горнодобывающей отрасли заработать хорошие деньги - свидетельствуют данные, недавно опубликованные Федеральной Таможенной Службой (ФТС).

 В 2017 году Россия увеличила экспорт угля на 54% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом, до рекордного показателя в 13,6 млрд долларов. В натуральном выражении экспорт достиг 181 млн. тонн, что было на 9,4% больше, чем в 2016 году. Цены на экспортные контракты были заметно выше в прошлом году, в сравнении с предыдущим годом, что обеспечило российским угольным компаниям хорошую прибыль.

 Статистические данные по другим видам природных ресурсов не столь однозначны. К примеру, в 2017 году Россия экспортировала 42.4 млн тонн черных металлов на сумму 18,8 млрд. долларов, сообщала ФТС. Хотя в натуральном выражении экспорт сократился на 2.2% по сравнению с 2016 годом, в денежном выражении он вырос почти на 33%, так как ценовая конъюнктура на мировом рынке также была очень благоприятной.

 Аналогичная картина наблюдалась и в отношении некоторых цветных металлов. В период с января по декабрь 2017 года Россия сократила экспорт алюминия на 11.7% до 2.8 млн тонн, но в денежном выражении экспорт вырос на 4,1% до 4.8 млрд. долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

 За тот же временной промежуток экспорт меди увеличился на 12.6% до 528.8 тыс. тонн в натуральном выражении и на 48.5% до 3.2 млрд долларов в денежном выражении. В тоже время в случае с никелем даже высокие цены на мировом рынке не смогли удержать отрасль от падения экспортной выручки, которая сократилась на 18.5% до 1.3 млрд долларов. Всего было экспортировано 126.7 тыс. тонн никеля, что было на 26,6% меньше, чем за период с января по декабрь 2016 года.

 Средневзвешенный курс российского рубля в 2017 году был почти на 10% выше, чем годом ранее, и это стало “ложкой дегтя” для российской горнодобывающей промышленности, поскольку компании получили немного меньше прибыли от своих экспортных контрактов, нежели могли ожидать.

Угольной отрасли требуется инфраструктура.

Россия является третьим по величине экспортером угля в мире и планирует продолжать укреплять свои позиции на мировом рынке в ближайшие годы. Согласно прогнозу Министерства Энергетики, к 2030 году Россия должна увеличить экспорт угля на 50 млн. тонн по сравнению с нынешним показателем до почти 230 млн. тонн в год.

 Компании стремятся экспортировать больше угля по так называемому “восточному направлению” АзиатскоТихоокеанскому региону, где ожидается рост спроса на энергетический уголь и антрацит. В первую очередь Россия заинтересована в том, чтобы закрепиться на китайском рынке, где местные власти закрывают шахты с низкой производительностью, заменяя их новыми шахтами с низкой себестоимостью.

 В течение предыдущих двух лет Китай испытывал нехватку угля, поскольку в 2016 году были закрыты угледобывающие мощности с производительностью около 290 млн. тонн в год, сокращен импорт из Австралии и из-за санкций импорт из Северной Кореи.

 На этом фоне, России удалось почти вдвое увеличить экспорт угля в Китай во второй половине 2017 года.

 В своей ежегодной презентации российская горнодобывающая компания Мечел проинформировала, что экспорт в Китай генерирует выручки угольного дивизиона компании. Считается, что роль Китая для крупных угледобывающих компаний в России будет только расти в ближайшие годы.

 С другой стороны, внутренний спрос на уголь в России снизится на 5,5% к 2023 году, спрогнозировало Министерство Энергетики России. С 2011 года внутренний рынок угля в России постепенно сужается, по словам Анатолия Яновского, заместителя Министра Энергетики. Внутреннее потребление за последние шесть лет сократилось почти на 20 млн. тонн со своих максимальных значений в рамках тренда, который кажется «естественным и последовательным,» подчеркнул Яновский.

 В связи с этим российская угледобывающая промышленность должна опираться на экспорт, а также приложить усилия для развития угольной химии, заявил Александр Новак, Министр Энергетики России. К 2026 году планируется построить 30 новых современных угольных обогатительных фабрик, чтобы удвоить внутренние мощности в этом сегменте угольной отрасли, добавил Новак. Это позволит России предлагать продукцию с более высокой добавленной стоимостью, в первую очередь, для иностранных клиентов.

 Структура спроса на российский уголь определяет, где появляются новые проекты по его добыче. В 2017 в России добыто 407.8 млн. тонн угля, что на 5,7% или 23 млн. тонн больше, по сравнению с 2016 годом. Самый сильный рост был зафиксирован в дальневосточной части страны— самой близкой к Азиатско-Тихоокеанскому региону. По словам Яновского, в 2017 году почти все дополнительные объемы угля в России были направлены на экспорт.

 Поскольку экспорт угля из России достигает новых высот каждый год, отрасль начинает сталкиваться с серьезными инфраструктурными проблемами, прокомментировал Денис Семенкин, представитель Российские Железные Дороги (РЖД). По его словам, морские порты Российского Дальнего Востока изначально не предназначались для экспорта угля, поэтому и порты, и железнодорожная инфраструктура в стране недостаточны для удовлетворения растущих потребностей угледобывающих компаний.

 В январе 2018 года в Кемеровской области на железных дорогах образовалась «сильнейшая пробка», в которую попали десятки вагонов, используемых для транспортировки угля в дальневосточные морские порты. Пробка была связана с плохими погодными условиями на Дальнем Востоке, поскольку экстремальный холод замедлял перевалку угля в ключевых морских портах, пояснили представители РЖД.

 Тем не менее, определенные шаги по устранению узких мест в угольной логистике страны уже предпринимаются. В частности, к 2019 году Восточный Порт должен ввести в эксплуатацию свой третий угольный терминал, что позволит увеличить совокупную мощность по перевалку угля почти в два раза: до 40 млн. тонн в год. С марта 2018 года федеральное правительство России будет предоставлять государственную помощь транспортным компаниям для приобретения новых тяжеловесных железнодорожных вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось.

 Этот инновационный железнодорожный вагон должен  «разгрузить железнодорожную инфраструктуру» на фоне растущих потоков угля, направляемых в дальневосточные морские порты для дальнейшего экспорта, отметил в своем релизе железнодорожный оператор РТК.

 На фоне такого рода «пробок» и прочих инфраструктурных проблем конкуренция между различными угледобывающими проектами в России, похоже, будет становиться все более жесткой.

 В Кузбассе, было добыто 240 миллионов тонн угля в 2017 году. Стратегия развития угольной промышленности России предусматривала, что в течение следующего десятилетия этот регион должен постепенно сокращать свою долю в угольной промышленности России, но, похоже, местные власти придерживаются иного мнения. В 2017 году угледобывающие компании инвестировали в новые угольные шахты и обогатительные фабрики 52 млрд. рублей или 1.1 млрд. долларов, и этот показатель несколько вырос по сравнению с предыдущим годом, по данным.

 В целом власти Кузбасса хотели бы, чтобы федеральное правительство компенсировало логистических затраты на транспортировку угля из Кемеровской Области в дальневосточные морские порты, вместо того, чтобы оказывать какую-либо государственную поддержку строительству железнодорожных ветвей на новых рудниках в Сибири и на Дальнем Востоке.

 Похоже, конкуренция между различными политическими группировками, которые поддерживают обе стороны, добавит некоторую неопределенность угольной промышленности в России в ближайшие годы. По данным Министерства Энергетики, возможная совокупная производительность новых угольных шахт на Дальнем Востоке, которые планируется ввести в эксплуатацию к 2030 году, может составить от 66 млн. тонн до 99 млн. тонн в год.

В связи с этим бытует мнение, что в России не найдется места одновременно и для новых шахт на Кузбассе, и в Дальневосточном регионе, по крайней мере, если темпы роста экспорта не превысят ожидания властей.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.