С запада на восток: почему Россия перенаправила поставки угля в Азию

14 июня правительство утвердило программу развития угольной отрасли России до 2035 года — по оптимистичному сценарию добыча полезного ископаемого вырастет в полтора раза. Между тем на рынке намечается глобальный передел: Европа постепенно снижает потребление угля, и отечественным производителям придется переориентироваться на Восток. Эксперты полагают, что российские компании смогут увеличить поставки в Азию. Подробнее — в материале «Известий».

Новые возможности

Уголь как полезное ископаемое делится на две категории: энергетический и коксующийся. Первый используется в основном на электростанциях для производства электроэнергии. Второй — один из главных ресурсов для металлургической отрасли. Примерно три четверти всей стали в мире создается с помощью металлургического кокса. Это редкое ископаемое: только 20% всего угля может коксоваться.

В энергетике на смену исчерпаемым ресурсам приходят возобновляемые — солнечный свет, ветер и приливы. Новый тренд повлияет и на угольную промышленность: эксперты ожидают, что потребление энергетического угля будет снижаться. На этом фоне правительство утвердило новую программу развития отрасли до 2035 года, а предприниматели в Кузбассе и на Дальнем Востоке заявили о намерении развивать месторождения.

Насколько эти планы осуществимы? Российская угольная промышленность может развиваться только за счет экспорта — внутри страны потребность в сырье не увеличивается. Но география спроса на уголь в мире сильно изменилась: западные страны снижают закупку.

Сильнее всего спрос упал в Великобритании — на 81%. Затем идут Турция (минус 40%) и Франция (минус 28%). Другая ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в том числе Китае и Индии. В АТР в прошлом году цены на энергетический̆ уголь повысились, говорится в аналитическом обзоре УГМК. По прогнозу экспертов, центрами роста спроса станут Индия, Вьетнам и Турция.

Та же ситуация на рынке коксующихся углей: спрос со стороны АТР и Китая растет. Цены на них поддерживал большой спрос на импортное сырье со стороны китайских потребителей и возвращение к закупкам индийских металлургов, потерявших надежду на удешевление сырья, указывают аналитики УГМК.

Высокие показатели металлургической промышленности в Китае и Индии привели к росту спроса на коксующийся уголь в 2019 году, в то время как производство стали в других странах мира снизилось из-за замедления производства, отмечают эксперты.

С ними согласен и аналитик по углю Международного энергетического агентства (IEA) Карлос Альварес.

— Несмотря на то что мировой спрос на уголь в 2019 году снизился, он останется в целом стабильным в течение следующих пяти лет. Этому способствует устойчивый рост на основных азиатских рынках. В регионе продолжает расти потребление угля, что обусловлено экономическим ростом, увеличением населения, а также среднего класса, который использует электрические приборы, — рассказал эксперт на конференции международного агентства Argus в начале года.

Кто сможет освоить новые рынки

Уже сейчас основные импортеры российского энергетического угля — Китай и Южная Корея. Более половины коксующегося угля поставляется в страны АТР (Китай, Южная Корея, Япония, Индонезия, Вьетнам, Индия).

— Восточное направление российского угольного экспорта более перспективно, чем традиционное западное направление, где спрос снижается. Российский уголь способен конкурировать на этом рынке, в том числе и благодаря ценовой гибкости. Имеет смысл развивать новые угольные проекты в расчете на это, — считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев.

По его словам, потенциал роста поставок на Восток у российских компаний довольно большой. Особенно это касается коксующихся углей. Основная часть этого вида топлива (более 70%) по-прежнему добывается в Кузбассе. Угольные компании региона вполне могут увеличить поставки на рынки Азии. Перспективным можно считать и проект разработки Эльгинского угольного месторождения в Якутии, говорит эксперт.

В начале июня новый собственник Эльгинского месторождения «А-Проперти» заявил о масштабных планах его развития. Компания бизнесмена Альберта Авдоляна собирается инвестировать в Эльгу около 130 млрд рублей. К 2023 году планируется увеличить добычу коксующегося угля в девять раз: с 5 до 45 млн т ежегодно.

Для этого потребуется расширить провозную способность железнодорожного пути «Эльга — Улак» до 30 млн т ежегодно и построить перевалочные мощности в акватории порта Ванино. По мнению Калачева, это оправданные расходы.

— В отличие от энергетических углей, чья доля в мировом энергобалансе будет с ускорением снижаться по мере перехода на газовую генерацию и возобновляемые источники энергии, коксующиеся угли обеспечены спросом со стороны черной металлургии. Технологии в этой отрасли меняются не так быстро, и заменить кокс в доменных печах пока что нечем, — пояснил эксперт.

Программа развития отрасли, утвержденная правительством, включает три этапа. На первом намечается техническая модернизация и интенсификация угольного производства, снижение аварийности на предприятиях и реализация инфраструктурных проектов инвестпрограммы РЖД. На втором этапе предполагают создание новых центров угледобычи и устранение ограничений по транспортировке сырья. Третий предусматривает реализацию пилотных проектов по технологии глубокой переработки угля и достижение мировых экологических стандартов. Согласно программе, добычу увеличат с 439,3 млн т в 2018 году до 485 млн т к 2035 году по консервативному сценарию или до 668 млн т по оптимистичному.

Автор: https://iz.ru
назад
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.