Разработка и реализация технологических комплексов по приготовлению и сжиганию суспензионного водоугольного топлива

Согласно «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» основную часть элек­троэнергии планируется по прежнему получать за счет выработки ее на тепловых электростан­циях. Их удельный вес в общей установленной мощности отрасли практически останется на уров­не 2000 г - 68-69%.

По данным НИИ экономики энергетики РАО «ЕЭС России» в балансе топлива при произ­водстве электроэнергии в нашей стране в начале XXI века доля природного газа составила 51 %, а угля - около 18, 6%. Для сравнения доля выработки электроэнергии на угле в США достигает 52%, в Германии - 54%, Китае - 72%, Польше - 94%. При этом доля природного газа в общем мировом потреблении первичных энергоресурсов за последние годы существенно возросла и, в первую очередь, за счет использования его на тепловых электростанция.

Растянувшаяся по времени дешевая «газовая пауза» в отечественной энергетике привела к нарушению сложившегося за последние 50 лет топливно-энергетического баланса, существенно­му снижению развития технологий эффективного использования и потребления таких ресурсов, как уголь, торф, биомасса и др.

Основные проблемы в сдерживании использования угля сложились из-за политики форми­рования цен на топливные ресурсы, удержания высоких железнодорожных тарифов на его пере­возку и повышенных затрат на приготовление и экологическую безопасность угля как топлива. В мировой практике соотношение цен на уголь, газ и мазут в пересчете на теплотворную способ­ность топлива сложилось в отношении в среднем 1:1,2:1,3, а в - России - 1:0,65:2,4.

При ожидаемой выработке основных месторождений нефти и газа, запасы которых в десятки раз меньше запасов угля, структура потребления энергоресурсов будет неотвратимо изменяться в сторону увеличения потребления угольного топлива. Это потребует перевода электростанций икоммунальных котельных, работающих на природном газе и мазуте, на угольное топливо. Для их реконструкции понадобятся большие капиталовложения и придется надолго останавливать кот­лы, что приведет к нарушениям графиков производства и поставок энергии. Следует учитывать еще одно обстоятельство: в ближайшие три года рост тарифов естественных монополий будет жестко привязан к индексу инфляции.

Это, безусловно, скажется на инвестиционной составляющей энергопроизводящих предприя­тий, что также диктует необходимость совершенствования технологий в использовании топлив.

В Энергетической стратегии указанные проблемы отражены, и даже определены основные пути их решения. Однако для их реализации в настоящее время отсутствуют соответствующие механизмы и стимулы. Отсутствуют и соответствующие государственные программы, примени­мые к современным экономическим условиям, что негативно сказывается на выявлении техниче­ских и технологических приоритетов и инвестиционной политике производственных компаний,

Примером может служить внедрение водоугольного топлива в энергетике, имеющее длин­ную историю.

Еще в конце 1970-х годов в СССР возникла острая проблема с перевозкой угля из восточных районов в Европейскую часть страны. Уже в то время основная добыча угля велась за Уралом, а большая часть потребителей находилась в Центральных районах СССР. Тогда приняли решение остроительстве опытно - промышленного углепровода от шахты «Инская» (г Белово Кемеровской обл.) до вновь строящейся ТЭЦ-5 в Новосибирске протяженностью 262 км и мощностью 3,0 млнт в год. Он должен был явиться полигоном для отработки строительства углепроводов Кузбасс -Центр и далее до портов Черного моря, мощностью 25-30 млн т.

В 1989 году первая очередь пускового комплекса углепровода мощностью 1,2 млн т в год была сдана в опытную эксплуатацию. Эксплуатируемые в США гидротранспортные комплексы «Кадис Ист Лэйк » ( протяженность трубопровода 173 км., мощность - 1, 25 млн. т в год) и«Блэк Мэса » (439 км., мощность - 4, 6 млн. т в год) работают по следующей технологии: измельченный уголь смешивается с водой (содержание твердой фазы 46-48 %, средняя зольность 9,8 %) и в тур­булентном режиме со скоростью 1,5-1,7 м/сек. подается на конечный терминал - потребителю. Там он обезвоживается, осушается и поступает в котлы для сжигания.

Принципиальное отличие решений принятых при создании углепровода Белово - Новоси­бирск состояло в том, что подготовленное на головных сооружениях комплекса у шахты «Инской» водоугольное топливо после транспортировки на терминал ТЭЦ-5 не подвергалось обезвожива­нию и осушению, а поступало напрямую в котлы для сжигания. Достигалось это новыми подхода­ми к подготовке и сжиганию водоугольного топлива. Уголь с зольностью 12-18% при мокром по­моле измельчался в частицы примерно в 200 микрон и с добавлением реагента - стабилизирующей добавки (пластификатора), препятствующей выпадению твердых частиц в будущей смеси, сме­шивался с водой в соотношении частиц угля к воде равным 55-60%, образуя суспензию. Далее суспензия от шахты «Инской» с помощью головной и двух перекачных насосных станций транс­портировалась в хранилища-баки ТЭЦ-5, а из них подавалась для прямого сжигания к форсункам котлов.

Принятая в отечественном проекте углепровода технология по приготовлению, транспорту и сжиганию водоугольной суспензии базировалась на большом объеме ранее проведенных научно-исследовательских работ, как у нас, так и за рубежом. Еще в 50-е годы прошлого столетия в СССР начались интенсивные исследования по созданию водоугольных суспензий. Поиски технологии их приготовления и использования диктовались обострением необходимости утилизации тонких угольных шламов, появившихся в больших количествах при интенсивном развитии гидродобычи и гидротранспорта угля, а также при обогащении углей мокрым способом. К решению проблемы были подключены ведущие научно- исследовательские угольные институты страны. Для исследо­вания процессов приготовления и горения угольных суспензий было построено несколько эксперименталь­ных установок. Аналогичные работы проводились тогда в США, ФРГ и других странах.

Из-за последовавших позднее открытий крупных месторождений нефти и газа в мире и у нас в стране, и увеличения их поступления на рынки энергоресурсов по доступным ценам, работы по внедрению водоугольных суспензий замедлились. Для конкуренции с высокоуглеродистыми ви­дами топлива водоугольные суспензии не имели достаточно высокой доли угольных частиц и для эффективности сжигания требовали «подсветки» другим, высокореакционным топливом. Кроме того, по надежности горелочные устройства с форсунками тонкого распыления суспензии уступа­ли мазутным, а также имелись технические недоработки во вспомогательном оборудовании.

Интерес к водоугольному топливу возобновился в связи с мировым нефтяным кризисом в середине 70-х годов. Рост исследований вызывался необходимостью снижения зависимости крупных потребителей от нефтяных поставщиков. Наибольшее количество научных организа­ций, производственных фирм и корпораций к проблеме было привлечено в период 1979-1984 го­дов. По имеющимся сведениям более 100 организаций в США, Швеции, Великобритании, Китае, Японии, Канаде, Италии и ряде других стран занимались изучением и внедрением водоугольного топлива. На базе их были созданы крупные международные корпорации «Carbogel», «Fluidgarbon» - Швеция, Со-Аl - США, «Densecoal» - ФРГ и другие, создавшие многочисленные составы и техно­логии приготовления и использования водоугольных суспензий.

Проект строительства углепровода «Белово - Новосибирск» учитывал достижения в этой области, и впервые в мире объединил в едином технологическом комплексе операции по приго­товлению, транспортированию, хранению и сжиганию водоугольного топлива.

Кроме внедрения новых технологических решений на комплексе ставилась задача испы­тать надежность соответствующего отечественного оборудования. Проектом предусматривалось параллельно задействовать по всему циклу две технологические цепочки, составленные из им­портного и отечественного оборудования.

За 1989-1997 годы на оборудовании и сооружениях углепровода было приготовлено, транс­портировано и сожжено на теплоэлектростанции около 400 тыс.т водоугольного топлива с долей твердых частиц 53,7% при зольности исходного угля 16,5% (таблица 1).

В связи с частыми перерывами в эксплуатации углепровода (аварийные остановки шахты «Инская», вывод ТЭЦ-5 до 7-ми месяцев в резерв, крупная авария в котельной головных соору­жений - из-за чего были разморожены все сооружения в пункте приготовления топлива и др.), а также снижением внимания к углепроводу со стороны Правительства России, прекратившего финансирование не оконченных работ, не удалось достичь стабильных проектных показателей. Без постоянной загрузки и должного финансирования уникальнейший комплекс начал разру­шаться, а оборудование его растаскивали. Решением Межведомственной комиссии Минэнерго России в конце 2003 года было признано, что восстанавливать его нерационально, и в результате технологический комплекс прекратил свое существование.

Таблица 1

Проектная характеристика и результаты работы опытно-промышленного углепровода

Наименование показателя

Числовое значение

по проекту

при комплекс­ном опробова­нии в 1989 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1997 г.

итого,

среднее

значение

Произведено ВУТ,

тыс. т/год

1920

94

183

98

77

22

474

Массовая доля твердой фазы, %

62,0

57,4

57,2

56,9

57,8

52,0

57,3*

Зольность угля, %

14,0

11,0

16,3

17,1

16,2

17,6

16,5

Средний диаметр, мкм

25

29

25

27

25,6

27,1

25,5*

Эффективная вязкость при скорости сдвига 11,7 с Па-с

0,800

0,462

0,822

0,750

0,800

0,502

0,810*

Без учета данных за 1997 г.

Вместе с тем, полученные при испытаниях и эксплуатации первого российского углепрово­да результаты в целом доказывают правильность заложенных в него решений, работоспособность всех его технологических цепочек и узлов, а также рациональность и эффективность прямой по­дачи и сжигания водоугольнои суспензии в котлах. В заключении Межведомственной комиссии Минэнерго говорится, что решения, реализованные в указанном комплексе по всем технологи­ческим процессам, можно рассматривать как базовые для перевода тепловых электростанций и коммунальных котельных на конкурентоспособное водоугольное топливо.

Строительство и опытно-промышленная эксплуатация углепровода Белово - Новосибирск вызвали большой интерес у широкого круга специалистов за рубежом, в частности, КНР. Недо­статок собственных месторождений нефти и природного газа вынуждают китайцев ориентиро­вать развитие своей энергетики на угольное топливо. В то же время ужесточаюшиеся требования к охране окружающей среды усложняют правила его использования. По имеющимся данным в крупных мегаполисах Китая запрещено строительство и эксплуатация котельных, работающих на твердом угле.

Государственной программой Правительства Китая на 10-ю пятилетку (2001-2005 гг.) был предусмотрен поэтапный перевод предприятий с нефтегазового на водоугольное топливо. Это позволило сократить импорт нефти более чем на 70 млн. т, а мазута - на 20 млн. т в год, что умень­шило зависимость топливно-энергетического комплекса страны от внешнего рынка. Для техни­ческого руководства по внедрению водоугольного топлива в КНР создан Государственный центр водоугольных суспензий угольной промышленности. В 2001 г. в Китае таких суспензий произво­дилось и потреблялось более 2,0 млн т в год. Топливоприготовление велось на 8 заводах мощно­стью до 600 тыс. т в год. Потребителями стали ТЭЦ, ранее работавшие на мазуте. Используются водоугольные суспензии также предприятиями химической, металлургической, целлюлозно-бумажной и других отраслей промышленности. В настоящее время в КНР производится более 100 млн.т, а в ближайшие годы планируется дальнейшее увеличение производство ВУТ.

При этом большая часть суспензионного водоугольного топлива направляется на глубокую переработку с получением целого спектра ценных химических продуктов на основе метанола. В мировой практике вопрос об использования водоугольного топлива не потерял своей ак­туальности. Из официальной печати известно: работы по его совершенствованию и внедрению не прекращаются в Японии, Италии, США, Канаде и других странах. В США реализуется программа использования угля в промышленной и бытовой энергетике («Чистый уголь») с общим объемом финансирования в 6 млрд долларов на ближайшие 6-10 лет. Около 20% этой суммы направляется на решение проблем связанных с созданием, транспортированием и использо­ванием водоугольного топлива. По данным американских источников его широкое внедрение сдерживается относительно высокой стоимостью углеобогащения и противодействием проклад­ке магистральных углепроводов со стороны железнодорожных компаний и Конгресса США.

Большой интерес к технологии водоугольного топлива проявляется в Польше, Украине, Монголии, Казахстане, Вьетнаме. В настоящее время ЗАО НПП «Сибэкотехника» вы­полнило и реализует пилотные проекты по приготовлению и сжиганию ВУТ на основе угольных шламов помимо России в Польше, Казахстане, Вьетнаме.

Применение технологии ВУТ для утилизации отходов углеобогащения и продуктов переработки угля (промпродукта и угольных шламов) является в настоящее время очень перспективным направлением.

В качестве примера можно привести данные о работе технологических комплексов по при­готовлению и сжиганию ВУТ на основе угольных шламов, разработанных ЗАО НПП «Сибэкотех­ника» (таблица 2).

Таблица 2

Результаты работы технологических комплексов по приготовлению и сжиганию ВУТ на основе угольных шламов

 

 

 

Наименование показателя

Технологические комплексы

Котельная

ш. «Заречная»,

г. Ленинск-Кузнецкий

СибИМЭ СО Россельхозакадемии,

г. Новосибирск,

п. Краснообск

Котельная Хилари Ассетс

г. Темиртау,

Казахстан

 

Технологи-ческий комплекс утилиза-

ции тонко-дисперсных

отходов углеобога-щения (г.Междуре-ченск)

Технологи-ческий комплекс приготовления и сжиганияВУТ

(г.Ханой, Вьетнам)

Котельная в г.Чере-паново Ново-сибир-

ской

обл.

Теплопроиз-водительность,

Гкал/ч

 

0,50÷0,58

 

0,25

 

0,3÷0,6

 

4,05

 

1,08

 

0,3÷0,6

Расход топлива,

л/ч

120÷130

55

110÷220

до 1300

220÷210

110÷220

 

Однако учитывая то, что количество тонкодисперсных отходов углеобогащения (фильтр-кека) на современных ОФ составляет от 5 до 10% от переработки, а годовой выход их - от 150 до 1000 тыс. тонн в год, использование данных отходов на собственной котельной с потребностью в топливе ~ 515 тыс. тонн/год не решает проблемы их полной утилизации. Поэтому для использования всего объема образующихся угольных шламов целесообразно их сжигать в виде ВУТ либо на близлежащей угольной ТЭЦ, либо на собственной мини ТЭЦ с получением электрической и тепловой энергии. В этом случае может быть эффективно использован и промпродукт ОФ (как показано ранее). В таблицах 3-6 представлены технико-экономические расчеты использования тонкодисперсных отходов углеобогащения на Кузнецкой и Центральной ТЭЦ г. Новокузнецка, Беловской ГРЭС и мини ТЭЦ мощностью 1,5 и 10 МВт.

Таблица 3

 Технико-экономические показатели комплекса по приготовлению, транспортированию и сжиганию водоугольного топлива, приготовленного на основе отходов углеобогащения ОФ

г. Новокузнецка на Кузнецкой ТЭЦ

Показатели

Ед. изм.

ВУТ

Годовое производство ВУТ

тыс.т.

500

Низшая теплота сгорания топлива

ккал/кг

3000

Капитальные затраты, в т.ч.:

млн. руб.

225

- цех приготовления ВУТ (производительность 75т/ч)

млн. руб.

130

- перевод котлов ТЭЦ на совместное сжигание пылевидного и водоугольного топлива

млн. руб.

95

Стоимость ВУТ на ТЭЦ

руб./т

600

Затраты на топливо на производство 1 Гкал тепловой энергии

руб.

184

Совокупный экономический эффект

млн.руб./год

207,5

Срок окупаемости капиталовложений

лет

< 1,5

Таблица 4

 Технико-экономические показатели при использовании на ООО Центральная ТЭЦ суспензионного угольного топлива, приготовленного на основе угля и угольных шламов

Наименование показателей

Ед. изм.

Уголь

Угольные шламы

Уголь и угольные шламы

Годовая мощность установки приготовления ВУТ

тыс.т

708

383

740

Низшая теплота сгорания топлива

ккал/кг

3600

3300

3444

Капитальные затраты, в т.ч.:

млн. р.

430

285

490

- цех приготовления суспензионного топлива

 

240

150

295

- система топливоподачи ВУТ на сжигание и реконструкция котлов

 

155

115

155

- разработка проектно-сметной документации

 

35

20

40

Себестоимость суспензионного топлива

руб./т

1134

738,5

858

Затраты на топливо на производство 1 Гкал т. энергии (70%-ВУТ+ 30%-пр. газ)

руб.

371

214

440

Таблица 5

Технико-экономические показатели при использовании суспензионного угольного топлива, приготовленного на основе фильтр-кека и угольных шламов ОФ «СУЭК-Кузбасс» на Беловской ГРЭС (1 блок котла ПК-40)

Показатели

Ед. изм.

ВУТ

Годовая потребность ВУТ

тыс.т.

92,4

Доля ВУТ в топливном балансе блока котла

%

20

Низшая теплота сгорания топлива

ккал/кг

3200

Капитальные затраты, в т.ч.:

млн. руб.

40,5

- цех приготовления ВУТ (производительность 15т./час)

млн. руб.

30,5

- система топливоподачи ВУТ на сжигание и установка форсунок на блок котла

млн. руб.

7

- разработка проектно-сметной документации

млн. руб.

3

Стоимость ВУТ на ГРЭС

руб./т.

500

Затраты на топливо на производство 1 Гкал тепловой энергии

руб.

184

Совокупный экономический эффект

млн.руб./год

30,2

Срок окупаемости капиталовложений

лет

< 1,5

Таблица 6

Экономические показатели технологических комплексов (мини ТЭЦ)

Показатели

Электрическая мощность, МВт

1,0

5,0

10,0

Себестоимость топлива, руб./т

300

270

250

Себестоимость получаемой электрической энергии, руб./кВт·ч

0,95

0,80

0,70

Стоимость электрической энергии, руб./кВт·ч

2,50

2,50

2,50

Экономический эффект, получаемый при выработке 1 кВт·ч, руб./кВт·ч

1,55

1,70

1,80

Капитальные затраты, млн. руб.

96

400

640

Срок окупаемости, год

5

4

3,5

Как видно из представленных данных, применение ВУТ в качестве топлива на ТЭЦ позволяет получить существенный экономический эффект. Кроме того использование ВУТ позволяет снизить выбросы оксидов азота с дымовыми газами в 1,3 – 1,5 раза. При использовании в качестве исходного сырья угольных шламов решается серьезная экологическая проблема снижения объемов хранения наиболее токсичных отходов углеобогащения в районе обогатительных фабрик.

Согласно «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» основную часть элек­троэнергии планируется по прежнему получать за счет выработки ее на тепловых электростан­циях. Их удельный вес в общей установленной мощности отрасли практически останется на уров­не 2000 г - 68-69%.

По данным НИИ экономики энергетики РАО «ЕЭС России» в балансе топлива при произ­водстве электроэнергии в нашей стране в начале XXI века доля природного газа составила 51 %, а угля - около 18, 6%. Для сравнения доля выработки электроэнергии на угле в США достигает 52%, в Германии - 54%, Китае - 72%, Польше - 94%. При этом доля природного газа в общем мировом потреблении первичных энергоресурсов за последние годы существенно возросла и, в первую очередь, за счет использования его на тепловых электростанция.

Растянувшаяся по времени дешевая «газовая пауза» в отечественной энергетике привела к нарушению сложившегося за последние 50 лет топливно-энергетического баланса, существенно­му снижению развития технологий эффективного использования и потребления таких ресурсов, как уголь, торф, биомасса и др.

Основные проблемы в сдерживании использования угля сложились из-за политики форми­рования цен на топливные ресурсы, удержания высоких железнодорожных тарифов на его пере­возку и повышенных затрат на приготовление и экологическую безопасность угля как топлива. В мировой практике соотношение цен на уголь, газ и мазут в пересчете на теплотворную способ­ность топлива сложилось в отношении в среднем 1:1,2:1,3, а в - России - 1:0,65:2,4.

При ожидаемой выработке основных месторождений нефти и газа, запасы которых в десятки раз меньше запасов угля, структура потребления энергоресурсов будет неотвратимо изменяться в сторону увеличения потребления угольного топлива. Это потребует перевода электростанций икоммунальных котельных, работающих на природном газе и мазуте, на угольное топливо. Для их реконструкции понадобятся большие капиталовложения и придется надолго останавливать кот­лы, что приведет к нарушениям графиков производства и поставок энергии. Следует учитывать еще одно обстоятельство: в ближайшие три года рост тарифов естественных монополий будет жестко привязан к индексу инфляции.

Это, безусловно, скажется на инвестиционной составляющей энергопроизводящих предприя­тий, что также диктует необходимость совершенствования технологий в использовании топлив.

В Энергетической стратегии указанные проблемы отражены, и даже определены основные пути их решения. Однако для их реализации в настоящее время отсутствуют соответствующие механизмы и стимулы. Отсутствуют и соответствующие государственные программы, примени­мые к современным экономическим условиям, что негативно сказывается на выявлении техниче­ских и технологических приоритетов и инвестиционной политике производственных компаний,

Примером может служить внедрение водоугольного топлива в энергетике, имеющее длин­ную историю.

Еще в конце 1970-х годов в СССР возникла острая проблема с перевозкой угля из восточных районов в Европейскую часть страны. Уже в то время основная добыча угля велась за Уралом, а большая часть потребителей находилась в Центральных районах СССР. Тогда приняли решение остроительстве опытно - промышленного углепровода от шахты «Инская» (г Белово Кемеровской обл.) до вновь строящейся ТЭЦ-5 в Новосибирске протяженностью 262 км и мощностью 3,0 млнт в год. Он должен был явиться полигоном для отработки строительства углепроводов Кузбасс -Центр и далее до портов Черного моря, мощностью 25-30 млн т.

В 1989 году первая очередь пускового комплекса углепровода мощностью 1,2 млн т в год была сдана в опытную эксплуатацию. Эксплуатируемые в США гидротранспортные комплексы «Кадис Ист Лэйк » ( протяженность трубопровода 173 км., мощность - 1, 25 млн. т в год) и«Блэк Мэса » (439 км., мощность - 4, 6 млн. т в год) работают по следующей технологии: измельченный уголь смешивается с водой (содержание твердой фазы 46-48 %, средняя зольность 9,8 %) и в тур­булентном режиме со скоростью 1,5-1,7 м/сек. подается на конечный терминал - потребителю. Там он обезвоживается, осушается и поступает в котлы для сжигания.

Принципиальное отличие решений принятых при создании углепровода Белово - Новоси­бирск состояло в том, что подготовленное на головных сооружениях комплекса у шахты «Инской» водоугольное топливо после транспортировки на терминал ТЭЦ-5 не подвергалось обезвожива­нию и осушению, а поступало напрямую в котлы для сжигания. Достигалось это новыми подхода­ми к подготовке и сжиганию водоугольного топлива. Уголь с зольностью 12-18% при мокром по­моле измельчался в частицы примерно в 200 микрон и с добавлением реагента - стабилизирующей добавки (пластификатора), препятствующей выпадению твердых частиц в будущей смеси, сме­шивался с водой в соотношении частиц угля к воде равным 55-60%, образуя суспензию. Далее суспензия от шахты «Инской» с помощью головной и двух перекачных насосных станций транс­портировалась в хранилища-баки ТЭЦ-5, а из них подавалась для прямого сжигания к форсункам котлов.

Принятая в отечественном проекте углепровода технология по приготовлению, транспорту и сжиганию водоугольной суспензии базировалась на большом объеме ранее проведенных научно-исследовательских работ, как у нас, так и за рубежом. Еще в 50-е годы прошлого столетия в СССР начались интенсивные исследования по созданию водоугольных суспензий. Поиски технологии их приготовления и использования диктовались обострением необходимости утилизации тонких угольных шламов, появившихся в больших количествах при интенсивном развитии гидродобычи и гидротранспорта угля, а также при обогащении углей мокрым способом. К решению проблемы были подключены ведущие научно- исследовательские угольные институты страны. Для исследо­вания процессов приготовления и горения угольных суспензий было построено несколько эксперименталь­ных установок. Аналогичные работы проводились тогда в США, ФРГ и других странах.

Из-за последовавших позднее открытий крупных месторождений нефти и газа в мире и у нас в стране, и увеличения их поступления на рынки энергоресурсов по доступным ценам, работы по внедрению водоугольных суспензий замедлились. Для конкуренции с высокоуглеродистыми ви­дами топлива водоугольные суспензии не имели достаточно высокой доли угольных частиц и для эффективности сжигания требовали «подсветки» другим, высокореакционным топливом. Кроме того, по надежности горелочные устройства с форсунками тонкого распыления суспензии уступа­ли мазутным, а также имелись технические недоработки во вспомогательном оборудовании.

Интерес к водоугольному топливу возобновился в связи с мировым нефтяным кризисом в середине 70-х годов. Рост исследований вызывался необходимостью снижения зависимости крупных потребителей от нефтяных поставщиков. Наибольшее количество научных организа­ций, производственных фирм и корпораций к проблеме было привлечено в период 1979-1984 го­дов. По имеющимся сведениям более 100 организаций в США, Швеции, Великобритании, Китае, Японии, Канаде, Италии и ряде других стран занимались изучением и внедрением водоугольного топлива. На базе их были созданы крупные международные корпорации «Carbogel», «Fluidgarbon» - Швеция, Со-Аl - США, «Densecoal» - ФРГ и другие, создавшие многочисленные составы и техно­логии приготовления и использования водоугольных суспензий.

Проект строительства углепровода «Белово - Новосибирск» учитывал достижения в этой области, и впервые в мире объединил в едином технологическом комплексе операции по приго­товлению, транспортированию, хранению и сжиганию водоугольного топлива.

Кроме внедрения новых технологических решений на комплексе ставилась задача испы­тать надежность соответствующего отечественного оборудования. Проектом предусматривалось параллельно задействовать по всему циклу две технологические цепочки, составленные из им­портного и отечественного оборудования.

За 1989-1997 годы на оборудовании и сооружениях углепровода было приготовлено, транс­портировано и сожжено на теплоэлектростанции около 400 тыс.т водоугольного топлива с долей твердых частиц 53,7% при зольности исходного угля 16,5% (таблица 1).

В связи с частыми перерывами в эксплуатации углепровода (аварийные остановки шахты «Инская», вывод ТЭЦ-5 до 7-ми месяцев в резерв, крупная авария в котельной головных соору­жений - из-за чего были разморожены все сооружения в пункте приготовления топлива и др.), а также снижением внимания к углепроводу со стороны Правительства России, прекратившего финансирование не оконченных работ, не удалось достичь стабильных проектных показателей. Без постоянной загрузки и должного финансирования уникальнейший комплекс начал разру­шаться, а оборудование его растаскивали. Решением Межведомственной комиссии Минэнерго России в конце 2003 года было признано, что восстанавливать его нерационально, и в результате технологический комплекс прекратил свое существование.

Таблица 1

Проектная характеристика и результаты работы опытно-промышленного углепровода

Наименование показателя

Числовое значение

по проекту

при комплекс­ном опробова­нии в 1989 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1997 г.

итого,

среднее

значение

Произведено ВУТ,

тыс. т/год

1920

94

183

98

77

22

474

Массовая доля твердой фазы, %

62,0

57,4

57,2

56,9

57,8

52,0

57,3*

Зольность угля, %

14,0

11,0

16,3

17,1

16,2

17,6

16,5

Средний диаметр, мкм

25

29

25

27

25,6

27,1

25,5*

Эффективная вязкость при скорости сдвига 11,7 с Па-с

0,800

0,462

0,822

0,750

0,800

0,502

0,810*

Без учета данных за 1997 г.

Вместе с тем, полученные при испытаниях и эксплуатации первого российского углепрово­да результаты в целом доказывают правильность заложенных в него решений, работоспособность всех его технологических цепочек и узлов, а также рациональность и эффективность прямой по­дачи и сжигания водоугольнои суспензии в котлах. В заключении Межведомственной комиссии Минэнерго говорится, что решения, реализованные в указанном комплексе по всем технологи­ческим процессам, можно рассматривать как базовые для перевода тепловых электростанций и коммунальных котельных на конкурентоспособное водоугольное топливо.

Строительство и опытно-промышленная эксплуатация углепровода Белово - Новосибирск вызвали большой интерес у широкого круга специалистов за рубежом, в частности, КНР. Недо­статок собственных месторождений нефти и природного газа вынуждают китайцев ориентиро­вать развитие своей энергетики на угольное топливо. В то же время ужесточаюшиеся требования к охране окружающей среды усложняют правила его использования. По имеющимся данным в крупных мегаполисах Китая запрещено строительство и эксплуатация котельных, работающих на твердом угле.

Государственной программой Правительства Китая на 10-ю пятилетку (2001-2005 гг.) был предусмотрен поэтапный перевод предприятий с нефтегазового на водоугольное топливо. Это позволило сократить импорт нефти более чем на 70 млн. т, а мазута - на 20 млн. т в год, что умень­шило зависимость топливно-энергетического комплекса страны от внешнего рынка. Для техни­ческого руководства по внедрению водоугольного топлива в КНР создан Государственный центр водоугольных суспензий угольной промышленности. В 2001 г. в Китае таких суспензий произво­дилось и потреблялось более 2,0 млн т в год. Топливоприготовление велось на 8 заводах мощно­стью до 600 тыс. т в год. Потребителями стали ТЭЦ, ранее работавшие на мазуте. Используются водоугольные суспензии также предприятиями химической, металлургической, целлюлозно-бумажной и других отраслей промышленности. В настоящее время в КНР производится более 100 млн.т, а в ближайшие годы планируется дальнейшее увеличение производство ВУТ.

При этом большая часть суспензионного водоугольного топлива направляется на глубокую переработку с получением целого спектра ценных химических продуктов на основе метанола. В мировой практике вопрос об использования водоугольного топлива не потерял своей ак­туальности. Из официальной печати известно: работы по его совершенствованию и внедрению не прекращаются в Японии, Италии, США, Канаде и других странах. В США реализуется программа использования угля в промышленной и бытовой энергетике («Чистый уголь») с общим объемом финансирования в 6 млрд долларов на ближайшие 6-10 лет. Около 20% этой суммы направляется на решение проблем связанных с созданием, транспортированием и использо­ванием водоугольного топлива. По данным американских источников его широкое внедрение сдерживается относительно высокой стоимостью углеобогащения и противодействием проклад­ке магистральных углепроводов со стороны железнодорожных компаний и Конгресса США.

Большой интерес к технологии водоугольного топлива проявляется в Польше, Украине, Монголии, Казахстане, Вьетнаме. В настоящее время ЗАО НПП «Сибэкотехника» вы­полнило и реализует пилотные проекты по приготовлению и сжиганию ВУТ на основе угольных шламов помимо России в Польше, Казахстане, Вьетнаме.

Применение технологии ВУТ для утилизации отходов углеобогащения и продуктов переработки угля (промпродукта и угольных шламов) является в настоящее время очень перспективным направлением.

В качестве примера можно привести данные о работе технологических комплексов по при­готовлению и сжиганию ВУТ на основе угольных шламов, разработанных ЗАО НПП «Сибэкотех­ника» (таблица 2).

Таблица 2

Результаты работы технологических комплексов по приготовлению и сжиганию ВУТ на основе угольных шламов

 

 

 

Наименование показателя

Технологические комплексы

Котельная

ш. «Заречная»,

г. Ленинск-Кузнецкий

СибИМЭ СО Россельхозакадемии,

г. Новосибирск,

п. Краснообск

Котельная Хилари Ассетс

г. Темиртау,

Казахстан

 

Технологи-ческий комплекс утилиза-

ции тонко-дисперсных

отходов углеобога-щения (г.Междуре-ченск)

Технологи-ческий комплекс приготовления и сжиганияВУТ

(г.Ханой, Вьетнам)

Котельная в г.Чере-паново Ново-сибир-

ской

обл.

Теплопроиз-водительность,

Гкал/ч

 

0,50÷0,58

 

0,25

 

0,3÷0,6

 

4,05

 

1,08

 

0,3÷0,6

Расход топлива,

л/ч

120÷130

55

110÷220

до 1300

220÷210

110÷220

 

Однако учитывая то, что количество тонкодисперсных отходов углеобогащения (фильтр-кека) на современных ОФ составляет от 5 до 10% от переработки, а годовой выход их - от 150 до 1000 тыс. тонн в год, использование данных отходов на собственной котельной с потребностью в топливе ~ 515 тыс. тонн/год не решает проблемы их полной утилизации. Поэтому для использования всего объема образующихся угольных шламов целесообразно их сжигать в виде ВУТ либо на близлежащей угольной ТЭЦ, либо на собственной мини ТЭЦ с получением электрической и тепловой энергии. В этом случае может быть эффективно использован и промпродукт ОФ (как показано ранее). В таблицах 3-6 представлены технико-экономические расчеты использования тонкодисперсных отходов углеобогащения на Кузнецкой и Центральной ТЭЦ г. Новокузнецка, Беловской ГРЭС и мини ТЭЦ мощностью 1,5 и 10 МВт.

Таблица 3

 Технико-экономические показатели комплекса по приготовлению, транспортированию и сжиганию водоугольного топлива, приготовленного на основе отходов углеобогащения ОФ

г. Новокузнецка на Кузнецкой ТЭЦ

Показатели

Ед. изм.

ВУТ

Годовое производство ВУТ

тыс.т.

500

Низшая теплота сгорания топлива

ккал/кг

3000

Капитальные затраты, в т.ч.:

млн. руб.

225

- цех приготовления ВУТ (производительность 75т/ч)

млн. руб.

130

- перевод котлов ТЭЦ на совместное сжигание пылевидного и водоугольного топлива

млн. руб.

95

Стоимость ВУТ на ТЭЦ

руб./т

600

Затраты на топливо на производство 1 Гкал тепловой энергии

руб.

184

Совокупный экономический эффект

млн.руб./год

207,5

Срок окупаемости капиталовложений

лет

< 1,5

Таблица 4

 Технико-экономические показатели при использовании на ООО Центральная ТЭЦ суспензионного угольного топлива, приготовленного на основе угля и угольных шламов

Наименование показателей

Ед. изм.

Уголь

Угольные шламы

Уголь и угольные шламы

Годовая мощность установки приготовления ВУТ

тыс.т

708

383

740

Низшая теплота сгорания топлива

ккал/кг

3600

3300

3444

Капитальные затраты, в т.ч.:

млн. р.

430

285

490

- цех приготовления суспензионного топлива

 

240

150

295

- система топливоподачи ВУТ на сжигание и реконструкция котлов

 

155

115

155

- разработка проектно-сметной документации

 

35

20

40

Себестоимость суспензионного топлива

руб./т

1134

738,5

858

Затраты на топливо на производство 1 Гкал т. энергии (70%-ВУТ+ 30%-пр. газ)

руб.

371

214

440

Таблица 5

Технико-экономические показатели при использовании суспензионного угольного топлива, приготовленного на основе фильтр-кека и угольных шламов ОФ «СУЭК-Кузбасс» на Беловской ГРЭС (1 блок котла ПК-40)

Показатели

Ед. изм.

ВУТ

Годовая потребность ВУТ

тыс.т.

92,4

Доля ВУТ в топливном балансе блока котла

%

20

Низшая теплота сгорания топлива

ккал/кг

3200

Капитальные затраты, в т.ч.:

млн. руб.

40,5

- цех приготовления ВУТ (производительность 15т./час)

млн. руб.

30,5

- система топливоподачи ВУТ на сжигание и установка форсунок на блок котла

млн. руб.

7

- разработка проектно-сметной документации

млн. руб.

3

Стоимость ВУТ на ГРЭС

руб./т.

500

Затраты на топливо на производство 1 Гкал тепловой энергии

руб.

184

Совокупный экономический эффект

млн.руб./год

30,2

Срок окупаемости капиталовложений

лет

< 1,5

Таблица 6

Экономические показатели технологических комплексов (мини ТЭЦ)

Показатели

Электрическая мощность, МВт

1,0

5,0

10,0

Себестоимость топлива, руб./т

300

270

250

Себестоимость получаемой электрической энергии, руб./кВт·ч

0,95

0,80

0,70

Стоимость электрической энергии, руб./кВт·ч

2,50

2,50

2,50

Экономический эффект, получаемый при выработке 1 кВт·ч, руб./кВт·ч

1,55

1,70

1,80

Капитальные затраты, млн. руб.

96

400

640

Срок окупаемости, год

5

4

3,5

Как видно из представленных данных, применение ВУТ в качестве топлива на ТЭЦ позволяет получить существенный экономический эффект. Кроме того использование ВУТ позволяет снизить выбросы оксидов азота с дымовыми газами в 1,3 – 1,5 раза. При использовании в качестве исходного сырья угольных шламов решается серьезная экологическая проблема снижения объемов хранения наиболее токсичных отходов углеобогащения в районе обогатительных фабрик.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.