После угля

В год 70-летия Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева анонсировал создание нескольких вузовских структур, в рамках которых исследователи будут разрабатывать новые прикладные технологии для топливно-энергетического комплекса. В частности, политех собирается готовить специалистов по рекультивации и вторсырью и систематизировать все золошлаковые отходы угольных электростанций для переработки.

Один из проектов Межрегионального центра компетенций по вопросам постмайнинга и экологии – программа подготовки специалистов по вторичным ресурсам и обращению с отходами добывающей промышленности.

Экологов обучат в Германии

Как рассказал ректор вуза Андрей Кречетов, студенты освоят переработку вторсырья горного производства и угольной генерации, а также научатся рекультивации нарушенных земель с учетом европейских экологических подходов. «Спонсором программы выступит немецкий Фонд имени Генриха Бёлля, – уточнил Кречетов. – Уже полностью сформированы проект программы и учебный план, в котором предусмотрены лекции преподавателей многолетнего партнера КузГТУ – Высшей инженерной школы имени Георга Агриколы. Фонд всё одобрил, в том числе и финансирование поездки студентов в Германию, в ходе которой участники программы пройдут практику по рекультивации нарушенных угледобычей земель. По сути, мы будем готовить экологов нового поколения».

Проект заработает уже в этом учебном году, принять участие в нем смогут 15 студентов КузГТУ. Образовательная программа рассчитана на год. Полем применения европейских практик станет один из бывших разрезов Кузбасса: предстоит разработать план его рекультивации. Дополнительное образование по кузбасско-немецкой программе смогут получить преподаватели вуза и действующие экологи, уточняют в политехе.

Из отвала в материалы

На экологизацию ТЭК направлен и другой проект Межрегионального центра компетенций по вопросам постмайнинга и экологии: ученые заявили о готовности создать интерактивную карту золошлаковых отходов (ЗШО). «Мы хотим, чтобы на эту карту были нанесены все электростанции, отвалы, количество накопленных золошлаков, а также указаны российские и зарубежные технологии по извлечению и применению ЗШО», – поясняет проректор КузГТУ по научной работе и международному сотрудничеству Светлана Костюк.

В Кузбассе сегодня действуют 13 угольных электростанций, отвалы которых уже переполнены, а лицензии под новые не выдаются. То есть вопрос вторичного использования побочных продуктов сгорания угля стоит достаточно остро. В регионе есть пилотные проекты по использованию золошламов в дорожном строительстве. Сибирская генерирующая компания рекультивирует ими свои же золоотвалы, переведя отходы в материалы. Они сертифицированы по российским стандартам, но чтобы продавать их для строительной сферы, нужен евростандарт, отмечает Костюк. Кроме того, вторичное использование ЗШО серьезно ограничивает российское законодательство: так, ими нельзя рекультивировать отработанные угольщиками земли. Комитет по энергетике Госдумы РФ разработал законопроект, позволяющий использовать ЗШО для засыпки горных выработок, сообщил заместитель председателя этого комитета, депутат от Кузбасса Дмитрий Исламов. Кроме того, в Минэнерго подготовили комплексный план по вовлечению ЗШО в хозяйственный оборот и экономику, рассчитанный до 2035 года. Он подразумевает вторичное применение 50% ЗШМ. Сейчас используется не более 5-7%.

Полеты на карбоне

Между тем в той же Германии отходы от сжигания угля на электростанциях успешно используют в строительстве. Но сначала из них извлекают редкоземельные металлы. «Мы исследовали ЗШО на Кемеровской ГРЭС – вся таблица Менделеева, – рассказывает Светлана Костюк. – Но не все редкоземельные металлы выгодно извлекать. Мы хотели бы систематизировать эти технологии».

Создать интерактивную карту ЗШО в КузГТУ готовы за полгода, но всё зависит от финансирования. Вуз готов обеспечить его частично. В остальном исследователи рассчитывают на инвесторов. Стоимость проекта оценивается в пять миллионов рублей.

Потенциальных инвесторов для следующего проекта, который реализует другая созданная на базе КузГТУ структура – Центр глубокой переработки угля и новых материалов, уже нашли. Речь идет о получении сырья для изготовления углеволокна, так называемого каменноугольного пека. «С одной стороны, это полупродукт для получения углеродного волокна и углеродных композитных материалов, которые используются в самолётостроении и современном автомобилестроении, – объясняет Андрей Кречетов. – С другой, каменноугольный пек может являться самостоятельным продуктом, связующим, например, при производстве электродов для современной металлургии».

По словам ректора, рынок проявляет большой интерес к продукту: инвесторы готовы организовать предприятие по его выпуску. Сейчас специалисты политеха дорабатывают технологию, чтобы использовать её в промышленных масштабах.

Еще один проект, который вуз рассчитывает воплотить в жизнь до конца 2021 года, – создание первого российского карьерного самосвала-беспилотника. Партнеры кузбасского политеха – «КамАЗ», МГТУ имени Баумана и одна из угольных компаний.

В год 70-летия Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева анонсировал создание нескольких вузовских структур, в рамках которых исследователи будут разрабатывать новые прикладные технологии для топливно-энергетического комплекса. В частности, политех собирается готовить специалистов по рекультивации и вторсырью и систематизировать все золошлаковые отходы угольных электростанций для переработки.

Один из проектов Межрегионального центра компетенций по вопросам постмайнинга и экологии – программа подготовки специалистов по вторичным ресурсам и обращению с отходами добывающей промышленности.

Экологов обучат в Германии

Как рассказал ректор вуза Андрей Кречетов, студенты освоят переработку вторсырья горного производства и угольной генерации, а также научатся рекультивации нарушенных земель с учетом европейских экологических подходов. «Спонсором программы выступит немецкий Фонд имени Генриха Бёлля, – уточнил Кречетов. – Уже полностью сформированы проект программы и учебный план, в котором предусмотрены лекции преподавателей многолетнего партнера КузГТУ – Высшей инженерной школы имени Георга Агриколы. Фонд всё одобрил, в том числе и финансирование поездки студентов в Германию, в ходе которой участники программы пройдут практику по рекультивации нарушенных угледобычей земель. По сути, мы будем готовить экологов нового поколения».

Проект заработает уже в этом учебном году, принять участие в нем смогут 15 студентов КузГТУ. Образовательная программа рассчитана на год. Полем применения европейских практик станет один из бывших разрезов Кузбасса: предстоит разработать план его рекультивации. Дополнительное образование по кузбасско-немецкой программе смогут получить преподаватели вуза и действующие экологи, уточняют в политехе.

Из отвала в материалы

На экологизацию ТЭК направлен и другой проект Межрегионального центра компетенций по вопросам постмайнинга и экологии: ученые заявили о готовности создать интерактивную карту золошлаковых отходов (ЗШО). «Мы хотим, чтобы на эту карту были нанесены все электростанции, отвалы, количество накопленных золошлаков, а также указаны российские и зарубежные технологии по извлечению и применению ЗШО», – поясняет проректор КузГТУ по научной работе и международному сотрудничеству Светлана Костюк.

В Кузбассе сегодня действуют 13 угольных электростанций, отвалы которых уже переполнены, а лицензии под новые не выдаются. То есть вопрос вторичного использования побочных продуктов сгорания угля стоит достаточно остро. В регионе есть пилотные проекты по использованию золошламов в дорожном строительстве. Сибирская генерирующая компания рекультивирует ими свои же золоотвалы, переведя отходы в материалы. Они сертифицированы по российским стандартам, но чтобы продавать их для строительной сферы, нужен евростандарт, отмечает Костюк. Кроме того, вторичное использование ЗШО серьезно ограничивает российское законодательство: так, ими нельзя рекультивировать отработанные угольщиками земли. Комитет по энергетике Госдумы РФ разработал законопроект, позволяющий использовать ЗШО для засыпки горных выработок, сообщил заместитель председателя этого комитета, депутат от Кузбасса Дмитрий Исламов. Кроме того, в Минэнерго подготовили комплексный план по вовлечению ЗШО в хозяйственный оборот и экономику, рассчитанный до 2035 года. Он подразумевает вторичное применение 50% ЗШМ. Сейчас используется не более 5-7%.

Полеты на карбоне

Между тем в той же Германии отходы от сжигания угля на электростанциях успешно используют в строительстве. Но сначала из них извлекают редкоземельные металлы. «Мы исследовали ЗШО на Кемеровской ГРЭС – вся таблица Менделеева, – рассказывает Светлана Костюк. – Но не все редкоземельные металлы выгодно извлекать. Мы хотели бы систематизировать эти технологии».

Создать интерактивную карту ЗШО в КузГТУ готовы за полгода, но всё зависит от финансирования. Вуз готов обеспечить его частично. В остальном исследователи рассчитывают на инвесторов. Стоимость проекта оценивается в пять миллионов рублей.

Потенциальных инвесторов для следующего проекта, который реализует другая созданная на базе КузГТУ структура – Центр глубокой переработки угля и новых материалов, уже нашли. Речь идет о получении сырья для изготовления углеволокна, так называемого каменноугольного пека. «С одной стороны, это полупродукт для получения углеродного волокна и углеродных композитных материалов, которые используются в самолётостроении и современном автомобилестроении, – объясняет Андрей Кречетов. – С другой, каменноугольный пек может являться самостоятельным продуктом, связующим, например, при производстве электродов для современной металлургии».

По словам ректора, рынок проявляет большой интерес к продукту: инвесторы готовы организовать предприятие по его выпуску. Сейчас специалисты политеха дорабатывают технологию, чтобы использовать её в промышленных масштабах.

Еще один проект, который вуз рассчитывает воплотить в жизнь до конца 2021 года, – создание первого российского карьерного самосвала-беспилотника. Партнеры кузбасского политеха – «КамАЗ», МГТУ имени Баумана и одна из угольных компаний.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.