Первоначально норильский уголь бул не менее ценным ископаемым, чем руда

Первым ученым, писавшим о норильских углях и даже державшим в руках его образцы, был Александр Миддендорф. Ученый-исследователь путешествовал по Таймыру еще в 1842 году. В 1866 году норильские горы посетил Федор Шмидт – по приглашению братьев Сотниковых. Он первым осмотрел местные месторождения. Впоследствии исследованную им гору с богатыми запасами каменного угля назовут Шмидтихой.

Угольные бункеры на штольне Шмидтихи, 1949 год

В 1893 году впервые началась добыча норильского угля. Морское министерство подрядило Александра Сотникова добыть в норильских горах уголь для гидрографический экспедиции. Сотников заложил здесь Копи Александра Невского и добыл две тысячи пудов угля, который доставили в Дудинку оленьими аргишами. Большую часть угля забрала экспедиция Вилькицкого на пароходе «Пахтусов», остатки – английский капитан Виггинс. На этом добыча угля прекратилась.

 

В 1919 году по постановлению Сибирского геологического комитета в низовья Енисея отправилась экспедиция Николая Урванцева. И Урванцев тоже искал на Таймыре именно месторождения угля. Следующая экспедиция 1921 года заложила разведочную угольную штольню, которая затем разовьется в шахту №13 и впоследствии будет переименована в шахту «Восточная».

В 1935 году, после приказа о форсировании строительства Норильского комбината, тоже начинали с угля. На шахте №13 шахтеры прошли 60 метров выработки и добыли для собственных нужд «Норильскстроя» 600 тонн угля. Работали они тогда ручным инструментом: киркой, клином, кувалдой, долотом-шуровиком и лопатой. Породу и уголь вывозили из забоя тачками.

Поверхность шахты 13 Норильск ГАРФ, 1944 год

В это время территория Таймыра рассматривалась как новая каменноугольная провинция – Тунгбасс. К началу 1939 года Норильск не только обеспечивал углем себя, но уже мог выдавать его на сторону: после постройки в Дудинке угольного причала стали бункеровать морские суда флотом. Ледокол «Иосиф Сталин» принял в свои трюмы первые три тысячи тонн норильского угля. К осени 1939-го флоту доставили более 40 тысяч тонн.

Из выступления директора комбината Авраамия Завенягина, 1939 год:

«Уголь для нас сегодня – это жизнь. Уголь – это энергетическое сердце комбината и будущего города. Это печное отопление, топливо для электростанций и многочисленных котельных, в том числе и паровозных котлов, сырье для получения жидкого топлива и кокса, без которого невозможна работа металлургических предприятий. Уголь – это сырье для получения ценного генераторного газа. Наконец, это важнейшая товарная продукция Норильского комбината».

Угольная эпоха в Норильске закончилась приходом природного газа. 1969 год был последним, когда уголь выдали все семь норильских и кайерканских шахт. Процесс их консервации проходил довольно быстро – в течение 1970–1971 годов.

Первым ученым, писавшим о норильских углях и даже державшим в руках его образцы, был Александр Миддендорф. Ученый-исследователь путешествовал по Таймыру еще в 1842 году. В 1866 году норильские горы посетил Федор Шмидт – по приглашению братьев Сотниковых. Он первым осмотрел местные месторождения. Впоследствии исследованную им гору с богатыми запасами каменного угля назовут Шмидтихой.

Угольные бункеры на штольне Шмидтихи, 1949 год

В 1893 году впервые началась добыча норильского угля. Морское министерство подрядило Александра Сотникова добыть в норильских горах уголь для гидрографический экспедиции. Сотников заложил здесь Копи Александра Невского и добыл две тысячи пудов угля, который доставили в Дудинку оленьими аргишами. Большую часть угля забрала экспедиция Вилькицкого на пароходе «Пахтусов», остатки – английский капитан Виггинс. На этом добыча угля прекратилась.

 

В 1919 году по постановлению Сибирского геологического комитета в низовья Енисея отправилась экспедиция Николая Урванцева. И Урванцев тоже искал на Таймыре именно месторождения угля. Следующая экспедиция 1921 года заложила разведочную угольную штольню, которая затем разовьется в шахту №13 и впоследствии будет переименована в шахту «Восточная».

В 1935 году, после приказа о форсировании строительства Норильского комбината, тоже начинали с угля. На шахте №13 шахтеры прошли 60 метров выработки и добыли для собственных нужд «Норильскстроя» 600 тонн угля. Работали они тогда ручным инструментом: киркой, клином, кувалдой, долотом-шуровиком и лопатой. Породу и уголь вывозили из забоя тачками.

Поверхность шахты 13 Норильск ГАРФ, 1944 год

В это время территория Таймыра рассматривалась как новая каменноугольная провинция – Тунгбасс. К началу 1939 года Норильск не только обеспечивал углем себя, но уже мог выдавать его на сторону: после постройки в Дудинке угольного причала стали бункеровать морские суда флотом. Ледокол «Иосиф Сталин» принял в свои трюмы первые три тысячи тонн норильского угля. К осени 1939-го флоту доставили более 40 тысяч тонн.

Из выступления директора комбината Авраамия Завенягина, 1939 год:

«Уголь для нас сегодня – это жизнь. Уголь – это энергетическое сердце комбината и будущего города. Это печное отопление, топливо для электростанций и многочисленных котельных, в том числе и паровозных котлов, сырье для получения жидкого топлива и кокса, без которого невозможна работа металлургических предприятий. Уголь – это сырье для получения ценного генераторного газа. Наконец, это важнейшая товарная продукция Норильского комбината».

Угольная эпоха в Норильске закончилась приходом природного газа. 1969 год был последним, когда уголь выдали все семь норильских и кайерканских шахт. Процесс их консервации проходил довольно быстро – в течение 1970–1971 годов.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.