О самом большом камне в мире, передвинутым человеком

В мире есть немало древних сооружений и артефактов, поражающих воображение. Но даже в наше время есть место рекордам. Сегодня речь пойдет о… Медном всаднике в Санкт-Петербурге. Вернее, не о нем самом, а о пьедестале, на который он установлен. Немногие гости города знают, что эта монолитная каменная глыба является самым большим камнем в мире, когда-либо передвинутым человеком.

 
 

В августе 1782 года прямо около современной Адмиралтейской набережной встал на дыбы бронзовый конь с императором Петром Первым в седле. Екатерина Вторая посвятила Петру этот памятник в честь 100-летия его вхождения на престол. Автором скульптуры стал француз Этьен Фальконе, всю жизнь мечтавший о создании монументального произведения. По его замыслу, скульптура должна была размещаться на огромном пьедестале из цельного куска камня.

Скорее всего, подобных камней в Карелии нашли бы в избытке. Но в то время привезти такой камень в Петербург было бы невозможно; необходимо было искать пьедестал в непосредственной близости к городу. Искали по объявлениям, обращаясь через газету к частным лицам.

Подходящий камень, названный впоследствии гром-камнем, нашел свободный крестьянин Семен Вишняков, который являлся поставщиком строительного камня в город. Гром-камень был запримечен Вишняковым уже давно, и тот даже пытался расколоть его на куски и продать по частям, но технически не смог это осуществить. По городской легенде, этот камень являлся частью скалы и был отколот от нее в результате удара молнии, чем и объясняется его название. Сообщив о камне руководителю поисковых работ, он получил сто рублей – гигантскую для того времени сумму.

Гром-камень имел массу около 2000 тонн, имея длину 13 метров, ширину 6 метров и высоту 8 метров (причем на 5 метров камень уходил в грунт). Для перевозки в Петербург была проведена серьезная подготовительная часть работы с изготовлением действующих моделей, проверкой их функционирования и нахождением наиболее оптимальных технических решений. Особое внимание было уделено страховке глыбы от падения, что могло привести к ее раскалыванию.

Технологически процесс выглядел следующим образом. Вокруг ушедшего в землю камня был выкопан огромный котлован для доступа к нижней части глыбы. Затем при помощи системы рычагов и домкратов под камень подвели деревянную платформу. Эта платформа перекатывалась по двум желобам, в которых находилось 30 14-сантиметровых шаров, изготовленных из сплава меди, олова и силикатов. Транспортировку осуществляли зимой, так как летом грунт был слишком мягкий и не выдерживал нагрузку. Вплоть до Финского залива была вырублена просека длиной почти 8 километров и шириной 40 метров. Передвижение платформы проходило со скоростью около 20-30 шагов в сутки. Около 400 рабочих, размещенных в специально построенных казармах, трудились над транспортировкой гром-камня.

 

Котлован вокруг гром-камня

 

Погрузка камня на платформу

 

Транспортировка платформы по желобам с шарами

 

Транспортировка гром-камня

Достигнув Финского залива, гром-камень был погружен на специально построенную плоскодонную барку, которую транспортировали и поддерживали по бокам два парусных судна. После 13 км водного пути, гром-камень прибыл в Петербург, барка была притоплена и села на заранее вбитые сваи, и при большом скоплении народа глыба была перетащена на берег.

 
 

Транспортировка гром-камня водным путем

 

Разгрузка в Петербурге

За время транспортировки часто возникали аварийные, а иногда и критические моменты. Несколько раз, несмотря на страховку, гром-камень срывался с платформы и уходил в землю. Но все нештатные ситуации удалось благополучно решить. Вместе с подготовительными работами общее время транспортировки заняло около 1,5 лет.

В целом, это была уникальная инженерная задача, с которой специалисты 18 века успешно справились, используя главным образом механизмы, приводимые в действие ручной силой.

А после того, как гром-камень был вынут из грунта, на его месте образовался Петровский пруд, ныне охраняемая природная территория. Сейчас это место находится уже в черте города, в Приморском районе, в Лахта-Ольгино.

 

Петровский пруд

В мире есть немало древних сооружений и артефактов, поражающих воображение. Но даже в наше время есть место рекордам. Сегодня речь пойдет о… Медном всаднике в Санкт-Петербурге. Вернее, не о нем самом, а о пьедестале, на который он установлен. Немногие гости города знают, что эта монолитная каменная глыба является самым большим камнем в мире, когда-либо передвинутым человеком.

 
 

В августе 1782 года прямо около современной Адмиралтейской набережной встал на дыбы бронзовый конь с императором Петром Первым в седле. Екатерина Вторая посвятила Петру этот памятник в честь 100-летия его вхождения на престол. Автором скульптуры стал француз Этьен Фальконе, всю жизнь мечтавший о создании монументального произведения. По его замыслу, скульптура должна была размещаться на огромном пьедестале из цельного куска камня.

Скорее всего, подобных камней в Карелии нашли бы в избытке. Но в то время привезти такой камень в Петербург было бы невозможно; необходимо было искать пьедестал в непосредственной близости к городу. Искали по объявлениям, обращаясь через газету к частным лицам.

Подходящий камень, названный впоследствии гром-камнем, нашел свободный крестьянин Семен Вишняков, который являлся поставщиком строительного камня в город. Гром-камень был запримечен Вишняковым уже давно, и тот даже пытался расколоть его на куски и продать по частям, но технически не смог это осуществить. По городской легенде, этот камень являлся частью скалы и был отколот от нее в результате удара молнии, чем и объясняется его название. Сообщив о камне руководителю поисковых работ, он получил сто рублей – гигантскую для того времени сумму.

Гром-камень имел массу около 2000 тонн, имея длину 13 метров, ширину 6 метров и высоту 8 метров (причем на 5 метров камень уходил в грунт). Для перевозки в Петербург была проведена серьезная подготовительная часть работы с изготовлением действующих моделей, проверкой их функционирования и нахождением наиболее оптимальных технических решений. Особое внимание было уделено страховке глыбы от падения, что могло привести к ее раскалыванию.

Технологически процесс выглядел следующим образом. Вокруг ушедшего в землю камня был выкопан огромный котлован для доступа к нижней части глыбы. Затем при помощи системы рычагов и домкратов под камень подвели деревянную платформу. Эта платформа перекатывалась по двум желобам, в которых находилось 30 14-сантиметровых шаров, изготовленных из сплава меди, олова и силикатов. Транспортировку осуществляли зимой, так как летом грунт был слишком мягкий и не выдерживал нагрузку. Вплоть до Финского залива была вырублена просека длиной почти 8 километров и шириной 40 метров. Передвижение платформы проходило со скоростью около 20-30 шагов в сутки. Около 400 рабочих, размещенных в специально построенных казармах, трудились над транспортировкой гром-камня.

 

Котлован вокруг гром-камня

 

Погрузка камня на платформу

 

Транспортировка платформы по желобам с шарами

 

Транспортировка гром-камня

Достигнув Финского залива, гром-камень был погружен на специально построенную плоскодонную барку, которую транспортировали и поддерживали по бокам два парусных судна. После 13 км водного пути, гром-камень прибыл в Петербург, барка была притоплена и села на заранее вбитые сваи, и при большом скоплении народа глыба была перетащена на берег.

 
 

Транспортировка гром-камня водным путем

 

Разгрузка в Петербурге

За время транспортировки часто возникали аварийные, а иногда и критические моменты. Несколько раз, несмотря на страховку, гром-камень срывался с платформы и уходил в землю. Но все нештатные ситуации удалось благополучно решить. Вместе с подготовительными работами общее время транспортировки заняло около 1,5 лет.

В целом, это была уникальная инженерная задача, с которой специалисты 18 века успешно справились, используя главным образом механизмы, приводимые в действие ручной силой.

А после того, как гром-камень был вынут из грунта, на его месте образовался Петровский пруд, ныне охраняемая природная территория. Сейчас это место находится уже в черте города, в Приморском районе, в Лахта-Ольгино.

 

Петровский пруд

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.