Николай Одинцев (компания VIST Robotics): «Интеллектуальный карьер — это проект полностью роботизированного, безлюдного горного предприятия»

Роботизация и автоматизация различных производственных процессов набирает обороты во всем мире: разрабатываются и внедряются новые технологии, робо-комплексы, автоматизированные решения. Индустрия 4.0 активно наступает.

Наш сегодняшний материал как раз об этом. Проект «Интеллектуальный карьер» еще 10-15 лет назад можно было представить только в фантазиях, а сегодня это уже реальная разработка, которая успешно проходит испытания и готова начать коммерциализацию.

Представляем вашему вниманию большое интервью с Николаем Одинцевым, исполнительным директором компании VIST Robotics, который рассказал о компании и о разрабатываемом проекте много интересных подробностей.

Здравствуйте, Николай. Компания ВИСТ Групп присутствует на рынке более 25 лет — это довольно солидный возраст. Расскажите, как давно появилась дочерняя структура VIST Robotics и кто стоял у истоков?

Николай Одинцев: Добрый день. Компания ВИСТ Групп появилась действительно достаточно давно, и самое важное в том, что у компании получалось развиваться и расширять бизнес и в 1980-е, и в 1990-е, и в 2000-е, и в 2010-е. Каждое из этих десятилетий связано со своей парадигмой ведения бизнеса, со своими ценностями и приоритетами, и наша компания каждый раз перестраивалась и воспринимала изменения не как угрозу, а как новый вызов и новые возможности.

В 2011 году появилась задача дистанционного управления тяжелым карьерным самосвалом. Мы долгое время являемся партнером завода Белаз, так что неудивительно, что конструкторы завода с этой темой обратились к нам. Первоначально это был лишь интересный новый опыт, без внятных коммерческих перспектив, но именно он послужил основой для идеи проекта «Интеллектуальный карьер» - проекта полностью роботизированного, безлюдного горного предприятия. Для реализации этого проекта была создана отдельная компания - VIST Robotics.

Инициаторы данного проекта — это руководители компании ВИСТ Групп: Дмитрий Владимиров, Алексей Клебанов и Александр Морозов. Значительную помощь и поддержку проекту оказал академик РАН Трубецкой Климент Николаевич. Научно-исследовательскими разработками занимались несколько специалистов: Антон Потапов, Иван Арцибасов и я. Собственно, сейчас мы и составляем ядро нашей многократно выросшей команды.

Какие задачи стоят перед VIST Robotics? Что удалось решить за время существования компании и какие разработки ведутся сегодня?

Николай Одинцев: Мы уже прошли самый опасный для стартапа участок пути — поиск средств для разработки прототипа продукта, определение его целевых характеристик, налаживание контактов с потребителями. Сейчас начался этап коммерциализации.

У нас есть развернутый план нашего технического развития, и потенциально интересных направлений существенно больше наших возможностей. Мы выбираем самые актуальные и перспективные темы, связывая их с практическими задачами. Например, мы сейчас работаем над обработкой данных лидара и фильтрацией клубов пыли, использованием системы позиционирования в сложных условиях, некоторыми частными задачами машинного зрения, построением модели движения гусеничной техники — список можно продолжать.

VIST Robotics проводит все разработки самостоятельно, без привлечения сторонних ресурсов? Ведется ли сотрудничество с другими участниками рынка?

Николай Одинцев: У нас есть инвесторы, у нас есть партнеры среди производителей горнодобывающей и другой промышленной техники. И, конечно, мы внимательно следим за новыми технологиями, которые разрабатывают наши коллеги.

Недавно Вы опубликовали новость о тестировании беспилотного карьерного самосвала в Марокко. Расскажите подробнее о событии: каков уровень автономности беспилотника, какие именно тесты проводили, почему в Марокко?

Николай Одинцев: Мы рассматриваем наш марокканский проект шире — не только как тесты отдельно взятого беспилотного самосвала, а как постоянно действующий полигон для отработки всего комплекса роботов горного предприятия и их взаимодействия. По сути, это аналог полигонов, имитирующих городские условия, которые используют для тестирования своего автономного транспорта такие компании, как Uber. Только вместо города — горное предприятие.

Для наглядности можно привести пример одного из тестируемых процессов: полностью автономный самосвал едет по маршруту на площадку погрузки. На площадке погрузки он определяет положение экскаватора и подъезжает так, чтобы экскаватору удобно было грузить. Экскаватор управляется дистанционно из центра управления оператором, при этом часть функций автоматизирована (то есть дистанционный оператор физически делает намного меньше действий, чем раньше машинист в кабине). После окончания погрузки экскаватор возвращается в свое начальное состояние, а самосвал едет по рассчитанному для него маршруту на разгрузку. Естественно, для согласованной работы всех роботов требуется их активное взаимодействие между собой и с операторами с достаточным уровнем надежности и устойчивости к возможным сбоям.

Важно, что подобную систему нельзя назвать ADAS - Advanced Driver Assistance System, потому что водитель изначально отсутствует в каком-либо качестве, и поэтому никакой помощи ему не оказывается.

Организация подобного полигона дело весьма серьезное и дорогостоящее. Без партнеров мы это сделать не можем хотя бы потому, что мы не горнодобывающая компания, у нас нет лицензии на добычу полезных ископаемых. Кроме этого, горная техника чрезвычайно дорогостоящая (минимальный 130-тонный самосвал стоит от 100 млн. рублей). Поэтому потенциальный партнер — горное предприятие — должно не только предоставить место для полигона, но смириться с тем, что несколько самосвалов, экскаватор и другая техника на год-два выпадет из производственного процесса. В России подобный проект можно осуществить только с помощью государства, которое могло бы оплатить аренду техники. Мы очень долго и целенаправленно работали и в рамках программы НТИ Автонет, и с другими структурами, чтобы получить хотя бы частичное финансирование проекта полигона, но эти усилия оказались бесплодными. Поэтому нам пришлось выйти на международный рынок, где мы сумели найти взаимопонимание с марокканской компанией OCP Group — крупнейшим мировым производителем фосфатов, и организовать полигон на их базе.

Каковы основные характеристики беспилотного самосвала? Есть ли какие-то особенности при разработке беспилотника такого размера? Какие технологии, датчики, оборудование Вы на нем используете?

Николай Одинцев: Набор датчиков достаточно стандартный — машинное зрение, лидары, радары, ультразвуковые датчики, системы позиционирования. Приятно, что мы можем несколько меньше ограничивать себя в стоимости оборудования по сравнению с нашими коллегами, разрабатывающими автопилоты для обычных машин. Но главное отличие в том, что все наши роботы функционируют как единый комплекс, решающий одну общую задачу. Разграничение ответственности между локальным (на борту) и централизованным программным обеспечением, повышение уровня надежности и безопасности за счет проектирования инфраструктуры — основные точки приложения наших усилий.

Есть ли у Вас на данном этапе конкуренты, также занимающиеся разработкой беспилотных карьерных самосвалов? Или может быть уже есть полностью разработанные, протестированные и работающие карьерные беспилотники? В чем Ваши ключевые преимущества по сравнению с ними?

Николай Одинцев: Роботизация и автоматизация является сейчас главным трендом в развитии горного производства. Дальше всех продвинулись компании Komatsu и Caterpillar, уже начавшие промышленную или опытно-промышленную эксплуатацию подобной техники на нескольких предприятиях. Но в целом рынок пока почти полностью свободен. Более того, сложность внедрения подобных технологий настолько велика, что даже лидеры не смогу обеспечить его быстрое наполнение.

Одно из наших преимуществ по сравнению с конкурентами — возможность работать с разными производителями техники. Для нас это прежде всего БЕЛАЗ — производитель большегрузных самосвалов и наш ключевой партнер ЧЕТРА — погрузчики и бульдозеры, ОМЗ — экскаваторы. Komatsu и Caterpillar вынуждены в силу специфики своего бизнеса ориентироваться только на собственную технику. Поэтому для них крайне тяжело внедрить комплексное решение, например, в России, где обычной практикой является объявление отдельного тендера на покупку каждой новой партии из 2 или 3 самосвалов. Из-за этого на почти каждом предприятии можно встретить технику самых разных производителей.

Возможно ли использование такого рода беспилотников в других отраслях, кроме горно-добывающей промышленности?

Николай Одинцев: Преимущества нашей компании проявляются, когда потребителю нужно не просто перемещение транспортного средства из одной точки в другую, а выполнение более общей задачи, которая непосредственно связана с производственной деятельностью потребителя. Для горного предприятия этой задачей является роботизированная добыча и перемещение горной массы на обогатительную фабрику или на склад. И, собственно, автономное движение самосвала — это лишь один из кирпичиков, из которых складывается все решение.

Поэтому мы работаем над расширением списка наших продуктов, рассчитывая предложить наши решения другим, но близким по специфике работы компаниям: металлургическим предприятиям, компаниям, занимающимся добычей нефти и газа, крупным складским операторам. В ноябре прошлого года, например, мы провели полномасштабную демонстрацию беспилотных перевозок на Нижнетагильском металлургическом комбинате, входящим в холдинг ЕВРАЗ. Безусловно, потенциал этого рынка очень высок, хотя сейчас предприятия находятся лишь в стадии начала осознания потребности в подобных технологиях.

Какие компании будут Вашими основными покупателями? Сейчас уже есть предприятия, которые проявили интерес к Вашей разработке?

Николай Одинцев: Мы сейчас находимся на финальном этапе перехода к коммерциализации нашего продукта. Уже в этом марте мы заключаем договор с БЕЛАЗом на поставку двух комплектов для большегрузных самосвалов, которые в ноябре будут поставлены в СУЭК - крупнейший российский угольный холдинг. Также мы рассчитываем на поставки в этом году нескольких роботов в OCP Group (Марокко) и еще в одну крупную компанию, с которой мы сейчас ведем переговоры. Успех этих внедрений вызовет кратный рост продаж в следующем году. Так что перспективы очень хорошие.

Как Вы считаете, готов ли наш рынок в целом принять подобные инновации или его еще необходимо готовить?

Николай Одинцев: Мы давно работаем с горнодобывающими предприятиями и в России, и за рубежом, и принципиальных отличий нет. Рынок устроен очень просто: если мы можем предложить решение, повышающее производительность и снижающее издержки эффективнее остальных подходов — это будет востребовано. Инновационность технологии большого значения не имеет, скорее важна степень ее готовности. Именно поэтому для нас так важен полигон в Марокко, который позволяет довести все технологии до уровня промышленного использования.

Многие считают, что подобные технологии приведут к росту безработицы со всеми вытекающими последствиями. Что Вы можете сказать по данному вопросу?

Николай Одинцев: Мы живем в эпоху глобальной смены производственной парадигмы — человек устраняется из производственной цепочки. Безработица XX века подразумевает необходимость человека у станка. Если на заводе уволили некоего А, а на его место заступил его коллега В, то мы понимаем, что потребности А нельзя обеспечить иначе, чем, прямо или косвенно, за счет В, который вряд ли в этом будет заинтересован. Отсюда и социальная напряженность, и борьба за рабочие места, как единственный способ существования. Но в XXI веке этим B оказывается робот, которому не надо платить зарплату и который ничего не имеет против того, что А может жить за его счет. Форма обеспечения государством этого взаимодействия А и В может быть разной — и безусловный базовый доход, и бесплатное обеспечение минимальных потребностей человека в жилье, еде и коммуникациях. Безусловно, возможны социальные потрясения при смене парадигмы, но это проблема не роботов, а людей.

Николай, спасибо Вам за развернутые и полные ответы. Желаем успешного развития и коммерциализации проекта и достижения всех поставленных целей!

Роботизация и автоматизация различных производственных процессов набирает обороты во всем мире: разрабатываются и внедряются новые технологии, робо-комплексы, автоматизированные решения. Индустрия 4.0 активно наступает.

Наш сегодняшний материал как раз об этом. Проект «Интеллектуальный карьер» еще 10-15 лет назад можно было представить только в фантазиях, а сегодня это уже реальная разработка, которая успешно проходит испытания и готова начать коммерциализацию.

Представляем вашему вниманию большое интервью с Николаем Одинцевым, исполнительным директором компании VIST Robotics, который рассказал о компании и о разрабатываемом проекте много интересных подробностей.

Здравствуйте, Николай. Компания ВИСТ Групп присутствует на рынке более 25 лет — это довольно солидный возраст. Расскажите, как давно появилась дочерняя структура VIST Robotics и кто стоял у истоков?

Николай Одинцев: Добрый день. Компания ВИСТ Групп появилась действительно достаточно давно, и самое важное в том, что у компании получалось развиваться и расширять бизнес и в 1980-е, и в 1990-е, и в 2000-е, и в 2010-е. Каждое из этих десятилетий связано со своей парадигмой ведения бизнеса, со своими ценностями и приоритетами, и наша компания каждый раз перестраивалась и воспринимала изменения не как угрозу, а как новый вызов и новые возможности.

В 2011 году появилась задача дистанционного управления тяжелым карьерным самосвалом. Мы долгое время являемся партнером завода Белаз, так что неудивительно, что конструкторы завода с этой темой обратились к нам. Первоначально это был лишь интересный новый опыт, без внятных коммерческих перспектив, но именно он послужил основой для идеи проекта «Интеллектуальный карьер» - проекта полностью роботизированного, безлюдного горного предприятия. Для реализации этого проекта была создана отдельная компания - VIST Robotics.

Инициаторы данного проекта — это руководители компании ВИСТ Групп: Дмитрий Владимиров, Алексей Клебанов и Александр Морозов. Значительную помощь и поддержку проекту оказал академик РАН Трубецкой Климент Николаевич. Научно-исследовательскими разработками занимались несколько специалистов: Антон Потапов, Иван Арцибасов и я. Собственно, сейчас мы и составляем ядро нашей многократно выросшей команды.

Какие задачи стоят перед VIST Robotics? Что удалось решить за время существования компании и какие разработки ведутся сегодня?

Николай Одинцев: Мы уже прошли самый опасный для стартапа участок пути — поиск средств для разработки прототипа продукта, определение его целевых характеристик, налаживание контактов с потребителями. Сейчас начался этап коммерциализации.

У нас есть развернутый план нашего технического развития, и потенциально интересных направлений существенно больше наших возможностей. Мы выбираем самые актуальные и перспективные темы, связывая их с практическими задачами. Например, мы сейчас работаем над обработкой данных лидара и фильтрацией клубов пыли, использованием системы позиционирования в сложных условиях, некоторыми частными задачами машинного зрения, построением модели движения гусеничной техники — список можно продолжать.

VIST Robotics проводит все разработки самостоятельно, без привлечения сторонних ресурсов? Ведется ли сотрудничество с другими участниками рынка?

Николай Одинцев: У нас есть инвесторы, у нас есть партнеры среди производителей горнодобывающей и другой промышленной техники. И, конечно, мы внимательно следим за новыми технологиями, которые разрабатывают наши коллеги.

Недавно Вы опубликовали новость о тестировании беспилотного карьерного самосвала в Марокко. Расскажите подробнее о событии: каков уровень автономности беспилотника, какие именно тесты проводили, почему в Марокко?

Николай Одинцев: Мы рассматриваем наш марокканский проект шире — не только как тесты отдельно взятого беспилотного самосвала, а как постоянно действующий полигон для отработки всего комплекса роботов горного предприятия и их взаимодействия. По сути, это аналог полигонов, имитирующих городские условия, которые используют для тестирования своего автономного транспорта такие компании, как Uber. Только вместо города — горное предприятие.

Для наглядности можно привести пример одного из тестируемых процессов: полностью автономный самосвал едет по маршруту на площадку погрузки. На площадке погрузки он определяет положение экскаватора и подъезжает так, чтобы экскаватору удобно было грузить. Экскаватор управляется дистанционно из центра управления оператором, при этом часть функций автоматизирована (то есть дистанционный оператор физически делает намного меньше действий, чем раньше машинист в кабине). После окончания погрузки экскаватор возвращается в свое начальное состояние, а самосвал едет по рассчитанному для него маршруту на разгрузку. Естественно, для согласованной работы всех роботов требуется их активное взаимодействие между собой и с операторами с достаточным уровнем надежности и устойчивости к возможным сбоям.

Важно, что подобную систему нельзя назвать ADAS - Advanced Driver Assistance System, потому что водитель изначально отсутствует в каком-либо качестве, и поэтому никакой помощи ему не оказывается.

Организация подобного полигона дело весьма серьезное и дорогостоящее. Без партнеров мы это сделать не можем хотя бы потому, что мы не горнодобывающая компания, у нас нет лицензии на добычу полезных ископаемых. Кроме этого, горная техника чрезвычайно дорогостоящая (минимальный 130-тонный самосвал стоит от 100 млн. рублей). Поэтому потенциальный партнер — горное предприятие — должно не только предоставить место для полигона, но смириться с тем, что несколько самосвалов, экскаватор и другая техника на год-два выпадет из производственного процесса. В России подобный проект можно осуществить только с помощью государства, которое могло бы оплатить аренду техники. Мы очень долго и целенаправленно работали и в рамках программы НТИ Автонет, и с другими структурами, чтобы получить хотя бы частичное финансирование проекта полигона, но эти усилия оказались бесплодными. Поэтому нам пришлось выйти на международный рынок, где мы сумели найти взаимопонимание с марокканской компанией OCP Group — крупнейшим мировым производителем фосфатов, и организовать полигон на их базе.

Каковы основные характеристики беспилотного самосвала? Есть ли какие-то особенности при разработке беспилотника такого размера? Какие технологии, датчики, оборудование Вы на нем используете?

Николай Одинцев: Набор датчиков достаточно стандартный — машинное зрение, лидары, радары, ультразвуковые датчики, системы позиционирования. Приятно, что мы можем несколько меньше ограничивать себя в стоимости оборудования по сравнению с нашими коллегами, разрабатывающими автопилоты для обычных машин. Но главное отличие в том, что все наши роботы функционируют как единый комплекс, решающий одну общую задачу. Разграничение ответственности между локальным (на борту) и централизованным программным обеспечением, повышение уровня надежности и безопасности за счет проектирования инфраструктуры — основные точки приложения наших усилий.

Есть ли у Вас на данном этапе конкуренты, также занимающиеся разработкой беспилотных карьерных самосвалов? Или может быть уже есть полностью разработанные, протестированные и работающие карьерные беспилотники? В чем Ваши ключевые преимущества по сравнению с ними?

Николай Одинцев: Роботизация и автоматизация является сейчас главным трендом в развитии горного производства. Дальше всех продвинулись компании Komatsu и Caterpillar, уже начавшие промышленную или опытно-промышленную эксплуатацию подобной техники на нескольких предприятиях. Но в целом рынок пока почти полностью свободен. Более того, сложность внедрения подобных технологий настолько велика, что даже лидеры не смогу обеспечить его быстрое наполнение.

Одно из наших преимуществ по сравнению с конкурентами — возможность работать с разными производителями техники. Для нас это прежде всего БЕЛАЗ — производитель большегрузных самосвалов и наш ключевой партнер ЧЕТРА — погрузчики и бульдозеры, ОМЗ — экскаваторы. Komatsu и Caterpillar вынуждены в силу специфики своего бизнеса ориентироваться только на собственную технику. Поэтому для них крайне тяжело внедрить комплексное решение, например, в России, где обычной практикой является объявление отдельного тендера на покупку каждой новой партии из 2 или 3 самосвалов. Из-за этого на почти каждом предприятии можно встретить технику самых разных производителей.

Возможно ли использование такого рода беспилотников в других отраслях, кроме горно-добывающей промышленности?

Николай Одинцев: Преимущества нашей компании проявляются, когда потребителю нужно не просто перемещение транспортного средства из одной точки в другую, а выполнение более общей задачи, которая непосредственно связана с производственной деятельностью потребителя. Для горного предприятия этой задачей является роботизированная добыча и перемещение горной массы на обогатительную фабрику или на склад. И, собственно, автономное движение самосвала — это лишь один из кирпичиков, из которых складывается все решение.

Поэтому мы работаем над расширением списка наших продуктов, рассчитывая предложить наши решения другим, но близким по специфике работы компаниям: металлургическим предприятиям, компаниям, занимающимся добычей нефти и газа, крупным складским операторам. В ноябре прошлого года, например, мы провели полномасштабную демонстрацию беспилотных перевозок на Нижнетагильском металлургическом комбинате, входящим в холдинг ЕВРАЗ. Безусловно, потенциал этого рынка очень высок, хотя сейчас предприятия находятся лишь в стадии начала осознания потребности в подобных технологиях.

Какие компании будут Вашими основными покупателями? Сейчас уже есть предприятия, которые проявили интерес к Вашей разработке?

Николай Одинцев: Мы сейчас находимся на финальном этапе перехода к коммерциализации нашего продукта. Уже в этом марте мы заключаем договор с БЕЛАЗом на поставку двух комплектов для большегрузных самосвалов, которые в ноябре будут поставлены в СУЭК - крупнейший российский угольный холдинг. Также мы рассчитываем на поставки в этом году нескольких роботов в OCP Group (Марокко) и еще в одну крупную компанию, с которой мы сейчас ведем переговоры. Успех этих внедрений вызовет кратный рост продаж в следующем году. Так что перспективы очень хорошие.

Как Вы считаете, готов ли наш рынок в целом принять подобные инновации или его еще необходимо готовить?

Николай Одинцев: Мы давно работаем с горнодобывающими предприятиями и в России, и за рубежом, и принципиальных отличий нет. Рынок устроен очень просто: если мы можем предложить решение, повышающее производительность и снижающее издержки эффективнее остальных подходов — это будет востребовано. Инновационность технологии большого значения не имеет, скорее важна степень ее готовности. Именно поэтому для нас так важен полигон в Марокко, который позволяет довести все технологии до уровня промышленного использования.

Многие считают, что подобные технологии приведут к росту безработицы со всеми вытекающими последствиями. Что Вы можете сказать по данному вопросу?

Николай Одинцев: Мы живем в эпоху глобальной смены производственной парадигмы — человек устраняется из производственной цепочки. Безработица XX века подразумевает необходимость человека у станка. Если на заводе уволили некоего А, а на его место заступил его коллега В, то мы понимаем, что потребности А нельзя обеспечить иначе, чем, прямо или косвенно, за счет В, который вряд ли в этом будет заинтересован. Отсюда и социальная напряженность, и борьба за рабочие места, как единственный способ существования. Но в XXI веке этим B оказывается робот, которому не надо платить зарплату и который ничего не имеет против того, что А может жить за его счет. Форма обеспечения государством этого взаимодействия А и В может быть разной — и безусловный базовый доход, и бесплатное обеспечение минимальных потребностей человека в жилье, еде и коммуникациях. Безусловно, возможны социальные потрясения при смене парадигмы, но это проблема не роботов, а людей.

Николай, спасибо Вам за развернутые и полные ответы. Желаем успешного развития и коммерциализации проекта и достижения всех поставленных целей!

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.