Не тот уголек, что в забое, а тот, что в эшелоне

В  мире наблюдается значительное повышение спроса на уголь, но Россия, обладающая существенными запасами этого вида твердого топлива, из-за инфраструктурных неурядиц пока не может в полной мере воспользоваться конъюнктурой рынка, увеличить поставки в Азию и вытеснить с данного рынка конкурентов.

Уголь на вес золота

Скачок потребления угля в мире в 2021 году был связан с двумя факторами: «постковидным» симптомом экономики и холодной зимой в Европе, а также в Северной Америке. По словам ведущего аналитика Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, топливная конкуренция в 2021 году превзошла все предварительные оценки.

«Газ был очень востребован: во-первых, «ветряки» меньше дали энергии, чем предполагалось. Кроме того, из прошлого отопительного сезона европейцы вышли с опустошенными хранилищами, их нужно было заполнять весь летний период», — сообщил «Эксперту» Юрий Юшков. 

Цены на газ резко пошли вверх, был пробит исторический максимум. В декабре прошлого года стоимость 1000 куб. метра газа в голландском хабе TTF составила 2200 долларов. Потребовалась альтернатива. «Газ был настолько дорог, что европейцы, несмотря на все климатические повестки, начали активно потреблять уголь. Он, правда, тоже стал дорожать, однако был в разы предпочтительнее по цене», — добавил Юшков. 

«Черное надежное золото» вышло на очередной ценовой пик уже в октябре 2021 года. Согласно данным биржи ICE, в Роттердаме (Нидерланды) стоимость энергетического угля достигла отметки в 246,5 долларов за 1 тонну. 

Стоит отметить, что на таком фоне сторонникам «зеленого курса» не удалось провести жесткие «антиугольные» требования даже во время климатической конференции, прошедшей в Глазго в ноябре 2021 года. Официально отказ от угля на ближайшее время так и не был закреплен. И хотя почти 50 стран заявили о полном отказе от угля к 2040 году, эксперты уверены, что пик спроса на уголь только предстоит пройти. 

Везем на Восток 

По данным Министерства энергетики РФ, добыча угля в 2021 году составила по предварительным оценкам около 439 млн тонн, а в 2022 году она вырастет до 450 млн тонн. Если эта цифра подтвердиться, то можно будет говорить о новом историческом рекорде. Добыча и переработка осуществляется сейчас 56 шахтами. 

Крупнейшие угледобывающие предприятия России на сегодня — СУЭК,
УК «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК), ХК «СДС-уголь», «Востсибуголь», УК «Южный Кузбасс» и ХК «Якутуголь» (входят в «Мечел»).

Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем прогнозе на 2022 год утверждает, что спрос на уголь может достичь рекордных значений. Если тенденция сохранится, то ситуация напомнит посвященную шахтерам песню Владимира Высоцкого: «Мы топливо отнимем у чертей — свои котлы топить им будет нечем». 2022 год может стать годом угля в мировой энергетике.
 
Согласно оценке профильного министерства и экспертному мнению, рост поставок угля из России в Азию будет лишь нарастать. Связано это в первую очередь с тем, что одна из мощнейших мировых экономик — китайская — так и не взяла курс на декарбонизацию. «Китай не собирается декарбонизироваться полностью. Пекин планирует достичь углеродной нейтральности», — напомнил Игорь Юшков. 

Отстраненность от европейского зеленого курса была недавно подтверждена Китаем на практике. Так, в преддверии вышеупомянутой климатической конференции в Глазго Пекин решил «улучшить свой имидж» и закрыть часть угольных месторождений, чтобы сократить опасные выбросы. Однако случилось ожидаемое: в части районов страны начался энергокризис, и разработку пришлось оперативно восстановить. В сентябре Китайский совета по электроэнергетике публично заявлял о том, что Пекин будет увеличивать поставки угля «любой ценой».

В Китае предполагают, пояснил «Эксперту» президент АНО «Центр исследований АТР» Сергей Санакоев, что углеродной нейтральности гораздо выгоднее достичь за счет улучшения технологий, нежели полного отказа от угля. Но есть и другие факторы, которые открывают российским угольным компаниям перспективы на азиатских рынках. 

«Самое основное изменение – отказ от сотрудничества с Австралией. Это был практически “поставщик номер один” угля на китайский рынок. Сейчас же отношения с Австралией продолжают ухудшаться», - заметил Сергей Санакоев. По официальным данным, в прошлом же году КНР являлась крупнейшим потребителем российского угля.

Не тот уголек, что в забое, а тот, что в эшелоне

Между тем, воспользоваться благоприятным стечением обстоятельств и нарастить поставки угля на азиатском направлении России мешают проблемы с транспортной инфраструктурой. Транспортировка угля в теории может осуществляется не только железнодорожным и водным транспортом, но на грузовых автомобилях, а также посредством углепроводов. Но на практике в текущей ситуации при перевозке на значительные расстояния реальной альтернативы грузовым поездам и судам нет.

Жалобы угольщиков и потребителей на ОАО «РЖД», которое не справляется с вывозом угля, дошли до Правительства России и будут завтра разбираться на заседании Комиссии по вопросам реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. При этом, сами железнодорожники указывают, что перевозки угля они за год даже увеличили. На фоне загруженности железной дороги, уголь перевозили и на фитинговых платформах, и в контейнерах типа open top.

Как напомнил в этой связи Сергей Санакоев, дальневосточные порты ограничены в мощностях, на своем пределе работает и Транссибирская магистраль. По мнению Игоря Юшкова, все это значительно увеличивает текущие риски для российских производителей угля. 

«Неясно, нужно ли нам активно вкладывать деньги в развитие железных дорог, чтобы больше ввозить на азиатские рынки. Часть стран будет отказываться от угля, и от этого может сформироваться переизбыток предложения на мировом рынке, цены будут снижаться. Соответственно, не факт, что наши вложения в инфраструктуру окупятся», — подчеркнул Игорь Юшков. 

Другое мнение высказал Сергей Санакоев. «Логистические проблемы действительно существуют. Однако видно, что наша политика направлена на то, чтобы увеличивать объемы поставок в Азию. В том числе, и с точки зрения того, чтобы поставлять все возможное с восточного направления. Затем РЖД получит условия для экспорта в Китай угля с западных месторождений. Так что, тенденция наращивания поставок есть, и она очевидна», — подчеркнул он. 

В чем оба эксперта сходятся, так это в том, что в ближайшие годы отечественные угольщики будут себя чувствовать в целом вполне комфортно. На сегодня данный вид топлива востребован и на внутреннем рынке, и в Европе. А при имеющейся конъюнктуре у РФ есть прекрасная возможность укрепить свои отношения еще и с азиатскими партнерами. 

В  мире наблюдается значительное повышение спроса на уголь, но Россия, обладающая существенными запасами этого вида твердого топлива, из-за инфраструктурных неурядиц пока не может в полной мере воспользоваться конъюнктурой рынка, увеличить поставки в Азию и вытеснить с данного рынка конкурентов.

Уголь на вес золота

Скачок потребления угля в мире в 2021 году был связан с двумя факторами: «постковидным» симптомом экономики и холодной зимой в Европе, а также в Северной Америке. По словам ведущего аналитика Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, топливная конкуренция в 2021 году превзошла все предварительные оценки.

«Газ был очень востребован: во-первых, «ветряки» меньше дали энергии, чем предполагалось. Кроме того, из прошлого отопительного сезона европейцы вышли с опустошенными хранилищами, их нужно было заполнять весь летний период», — сообщил «Эксперту» Юрий Юшков. 

Цены на газ резко пошли вверх, был пробит исторический максимум. В декабре прошлого года стоимость 1000 куб. метра газа в голландском хабе TTF составила 2200 долларов. Потребовалась альтернатива. «Газ был настолько дорог, что европейцы, несмотря на все климатические повестки, начали активно потреблять уголь. Он, правда, тоже стал дорожать, однако был в разы предпочтительнее по цене», — добавил Юшков. 

«Черное надежное золото» вышло на очередной ценовой пик уже в октябре 2021 года. Согласно данным биржи ICE, в Роттердаме (Нидерланды) стоимость энергетического угля достигла отметки в 246,5 долларов за 1 тонну. 

Стоит отметить, что на таком фоне сторонникам «зеленого курса» не удалось провести жесткие «антиугольные» требования даже во время климатической конференции, прошедшей в Глазго в ноябре 2021 года. Официально отказ от угля на ближайшее время так и не был закреплен. И хотя почти 50 стран заявили о полном отказе от угля к 2040 году, эксперты уверены, что пик спроса на уголь только предстоит пройти. 

Везем на Восток 

По данным Министерства энергетики РФ, добыча угля в 2021 году составила по предварительным оценкам около 439 млн тонн, а в 2022 году она вырастет до 450 млн тонн. Если эта цифра подтвердиться, то можно будет говорить о новом историческом рекорде. Добыча и переработка осуществляется сейчас 56 шахтами. 

Крупнейшие угледобывающие предприятия России на сегодня — СУЭК,
УК «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК), ХК «СДС-уголь», «Востсибуголь», УК «Южный Кузбасс» и ХК «Якутуголь» (входят в «Мечел»).

Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем прогнозе на 2022 год утверждает, что спрос на уголь может достичь рекордных значений. Если тенденция сохранится, то ситуация напомнит посвященную шахтерам песню Владимира Высоцкого: «Мы топливо отнимем у чертей — свои котлы топить им будет нечем». 2022 год может стать годом угля в мировой энергетике.
 
Согласно оценке профильного министерства и экспертному мнению, рост поставок угля из России в Азию будет лишь нарастать. Связано это в первую очередь с тем, что одна из мощнейших мировых экономик — китайская — так и не взяла курс на декарбонизацию. «Китай не собирается декарбонизироваться полностью. Пекин планирует достичь углеродной нейтральности», — напомнил Игорь Юшков. 

Отстраненность от европейского зеленого курса была недавно подтверждена Китаем на практике. Так, в преддверии вышеупомянутой климатической конференции в Глазго Пекин решил «улучшить свой имидж» и закрыть часть угольных месторождений, чтобы сократить опасные выбросы. Однако случилось ожидаемое: в части районов страны начался энергокризис, и разработку пришлось оперативно восстановить. В сентябре Китайский совета по электроэнергетике публично заявлял о том, что Пекин будет увеличивать поставки угля «любой ценой».

В Китае предполагают, пояснил «Эксперту» президент АНО «Центр исследований АТР» Сергей Санакоев, что углеродной нейтральности гораздо выгоднее достичь за счет улучшения технологий, нежели полного отказа от угля. Но есть и другие факторы, которые открывают российским угольным компаниям перспективы на азиатских рынках. 

«Самое основное изменение – отказ от сотрудничества с Австралией. Это был практически “поставщик номер один” угля на китайский рынок. Сейчас же отношения с Австралией продолжают ухудшаться», - заметил Сергей Санакоев. По официальным данным, в прошлом же году КНР являлась крупнейшим потребителем российского угля.

Не тот уголек, что в забое, а тот, что в эшелоне

Между тем, воспользоваться благоприятным стечением обстоятельств и нарастить поставки угля на азиатском направлении России мешают проблемы с транспортной инфраструктурой. Транспортировка угля в теории может осуществляется не только железнодорожным и водным транспортом, но на грузовых автомобилях, а также посредством углепроводов. Но на практике в текущей ситуации при перевозке на значительные расстояния реальной альтернативы грузовым поездам и судам нет.

Жалобы угольщиков и потребителей на ОАО «РЖД», которое не справляется с вывозом угля, дошли до Правительства России и будут завтра разбираться на заседании Комиссии по вопросам реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. При этом, сами железнодорожники указывают, что перевозки угля они за год даже увеличили. На фоне загруженности железной дороги, уголь перевозили и на фитинговых платформах, и в контейнерах типа open top.

Как напомнил в этой связи Сергей Санакоев, дальневосточные порты ограничены в мощностях, на своем пределе работает и Транссибирская магистраль. По мнению Игоря Юшкова, все это значительно увеличивает текущие риски для российских производителей угля. 

«Неясно, нужно ли нам активно вкладывать деньги в развитие железных дорог, чтобы больше ввозить на азиатские рынки. Часть стран будет отказываться от угля, и от этого может сформироваться переизбыток предложения на мировом рынке, цены будут снижаться. Соответственно, не факт, что наши вложения в инфраструктуру окупятся», — подчеркнул Игорь Юшков. 

Другое мнение высказал Сергей Санакоев. «Логистические проблемы действительно существуют. Однако видно, что наша политика направлена на то, чтобы увеличивать объемы поставок в Азию. В том числе, и с точки зрения того, чтобы поставлять все возможное с восточного направления. Затем РЖД получит условия для экспорта в Китай угля с западных месторождений. Так что, тенденция наращивания поставок есть, и она очевидна», — подчеркнул он. 

В чем оба эксперта сходятся, так это в том, что в ближайшие годы отечественные угольщики будут себя чувствовать в целом вполне комфортно. На сегодня данный вид топлива востребован и на внутреннем рынке, и в Европе. А при имеющейся конъюнктуре у РФ есть прекрасная возможность укрепить свои отношения еще и с азиатскими партнерами. 

Автор: https://expert.ru
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.