Министр энергетики Узбекистана делится амбициозными планами

Лишь немногие страны в мире осуществляют либерализацию своего энергетического сектора в трех же масштабах, что и Узбекистан. Это связано с тем, что правительство Узбекистана продолжает прилагать усилия, чтобы сделать экономику страны более открытой для привлечения все большего объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Население Узбекистана быстро растет, и, согласно прогнозам, к 2030 году потребление электроэнергии в стране удвоится с 69 до 117 ТВт-ч (терраватт-часов), что обусловило принятие новой энергетической стратегии, направленной на значительное увеличение объемов снабжения энергией.

Среди наиболее привлекательных предложений - создание  ветроэнергетических (общей мощностью 3 ГВт) и солнечных электростанций (общей мощностью 5 ГВт) в течение последующих десяти лет.

По словам министра энергетики Узбекистана Алишера Султанова, «количество проектов в Узбекистане, особенно в области возобновляемых источников энергии, постоянно растет».

Министерство энергетики уже проводит тендер на строительство ветроэлектростанции мощностью 100 МВт в Караузякском районе Каракалпакстана. Планируется еще один тендер на строительство второй ветроэлектростанции на том же участке, а также двух пилотных проектов солнечных электростанций мощностью 100 МВт в Самаркандской и Навоийской областях.

Что касается традиционной энергетики, то в этом году будут отобраны инвесторы для строительства двух запланированных тепловых электростанций общей мощностью 2600–3000 МВт в Сырдарьинской области. В то же время планируется расширение существующих Навоийской ТЭС и Талимарджанской ТЭС с вводом в эксплуатацию в 2023 или 2024 году. На стадии планирования находится новая газотурбинная электростанция с комбинированным циклом мощностью 1300 МВт.

Несмотря на то, что Узбекистан наращивает мощности, работающие на газе, реально он стремится уменьшить свою зависимость от газа, на долю которого приходится примерно 85% всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Ядерной энергетике для достижения этой цели отводится решающая роль.

По мнению Султанова, «наличие внутренних урановых ресурсов делает ядерную энергетику очевидным выбором для страны, учитывая, что она обеспечит чистую электроэнергию на десятилетия вперед. «Мы стали членами Международного агентства по атомной энергии в 1994 году и с тех пор ведем продуктивный и конструктивный диалог с этой организацией. Соглашение о строительстве атомной электростанции было подписано с российским Росатомом, и договорные работы продолжаются».

В стране возводятся два атомных энергоблока мощностью 1200 МВт каждый и планируется строительство еще двух с помощью Росатома.

Пандемия Covid-19 создала проблемы для реализации текущих энергетических проектов и обусловила «введение необходимых мер безопасности», однако, она не привела к изменениям энергетических планов Узбекистана.

По словам Султанова, строительные работы, требующие иностранной рабочей силы, замедлились, но не прекратились. Продолжается работа, например, над проектом газожидкостной конверсии стоимостью 3,6 млрд долларов, который реализуется в Кашкадарьинской области. Подрядчики Hyundai Engineering и Enter Engineering рассчитывают завершить строительство в декабре 2020 года.

Снижение цен на нефть и газ также не помешало реализации амбиционных планов в стране. Хотя Узбекистан обладает большими запасами газа, его экспортный потенциал ограничен транспортными и трубопроводными возможностями.

Как отметил министр: «Низкие цены на нефть повлияли на цены на другие товары, особенно природный газ, удобрения и продукты питания, но это давление компенсируется снижением затрат в таких секторах, как транспорт, нефтехимическая промышленность и сельское хозяйство. Это также дает возможность сосредоточиться на других источниках энергии, таких как ветер, солнечная и ядерная энергия, в развитии которых мы очень заинтересованы».

Министерство, возглавляемое Султановым, возникло только в феврале 2019 года, после того, как правительство впервые решило объединить нефть, газ и электроэнергию в одном правительственном ведомстве.

Это одна из нескольких реформ, которые были начаты в 2016 году, после смерти бывшего президента страны Ислама Каримова, и должны были открыть узбекскую экономику и увеличить ПИИ.

По данным Конференции ООН по торговле и развитию, внутренние потоки ПИИ в Узбекистан заметно увеличились с 625 млн долларов в 2018 году до 2,3 млрд долларов в 2019 году.

Россия, Южная Корея, Китай и Германия являются традиционными источниками прямых иностранных инвестиций для страны, но энергетика, особенно возобновляемая, является той областью, куда можно привлечь более широкий круг инвесторов.

Всемирный банк и Азиатский банк развития работают с правительством над структурированием будущих проектов в области солнечной энергетики, в то время как Европейский банк реконструкции и развития консультирует по вопросам тендеров для ветропарков.

Реакция на первый в стране тендер ветропроекту показывает, что стратегия работает. В мае 2020 года министерство объявило, что 70 компаний и консорциумов из 30 разных стран представили предложения для проекта мощностью 100 МВт. Хотя китайские компании, участвующие в тендере, по численности намного превосходят конкурентов из других стран, однако среди участников тендера есть и восемь испанских компаний, а представители ряда других стран мира проявили интерес к торгам.

Если проекты по возобновляемым источникам энергии станут движущей силой прямых иностранных инвестиций в Узбекистане, это будет даже более привлекательным, чем собственно амбициозные цели правительства.

Лишь немногие страны в мире осуществляют либерализацию своего энергетического сектора в трех же масштабах, что и Узбекистан. Это связано с тем, что правительство Узбекистана продолжает прилагать усилия, чтобы сделать экономику страны более открытой для привлечения все большего объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Население Узбекистана быстро растет, и, согласно прогнозам, к 2030 году потребление электроэнергии в стране удвоится с 69 до 117 ТВт-ч (терраватт-часов), что обусловило принятие новой энергетической стратегии, направленной на значительное увеличение объемов снабжения энергией.

Среди наиболее привлекательных предложений - создание  ветроэнергетических (общей мощностью 3 ГВт) и солнечных электростанций (общей мощностью 5 ГВт) в течение последующих десяти лет.

По словам министра энергетики Узбекистана Алишера Султанова, «количество проектов в Узбекистане, особенно в области возобновляемых источников энергии, постоянно растет».

Министерство энергетики уже проводит тендер на строительство ветроэлектростанции мощностью 100 МВт в Караузякском районе Каракалпакстана. Планируется еще один тендер на строительство второй ветроэлектростанции на том же участке, а также двух пилотных проектов солнечных электростанций мощностью 100 МВт в Самаркандской и Навоийской областях.

Что касается традиционной энергетики, то в этом году будут отобраны инвесторы для строительства двух запланированных тепловых электростанций общей мощностью 2600–3000 МВт в Сырдарьинской области. В то же время планируется расширение существующих Навоийской ТЭС и Талимарджанской ТЭС с вводом в эксплуатацию в 2023 или 2024 году. На стадии планирования находится новая газотурбинная электростанция с комбинированным циклом мощностью 1300 МВт.

Несмотря на то, что Узбекистан наращивает мощности, работающие на газе, реально он стремится уменьшить свою зависимость от газа, на долю которого приходится примерно 85% всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Ядерной энергетике для достижения этой цели отводится решающая роль.

По мнению Султанова, «наличие внутренних урановых ресурсов делает ядерную энергетику очевидным выбором для страны, учитывая, что она обеспечит чистую электроэнергию на десятилетия вперед. «Мы стали членами Международного агентства по атомной энергии в 1994 году и с тех пор ведем продуктивный и конструктивный диалог с этой организацией. Соглашение о строительстве атомной электростанции было подписано с российским Росатомом, и договорные работы продолжаются».

В стране возводятся два атомных энергоблока мощностью 1200 МВт каждый и планируется строительство еще двух с помощью Росатома.

Пандемия Covid-19 создала проблемы для реализации текущих энергетических проектов и обусловила «введение необходимых мер безопасности», однако, она не привела к изменениям энергетических планов Узбекистана.

По словам Султанова, строительные работы, требующие иностранной рабочей силы, замедлились, но не прекратились. Продолжается работа, например, над проектом газожидкостной конверсии стоимостью 3,6 млрд долларов, который реализуется в Кашкадарьинской области. Подрядчики Hyundai Engineering и Enter Engineering рассчитывают завершить строительство в декабре 2020 года.

Снижение цен на нефть и газ также не помешало реализации амбиционных планов в стране. Хотя Узбекистан обладает большими запасами газа, его экспортный потенциал ограничен транспортными и трубопроводными возможностями.

Как отметил министр: «Низкие цены на нефть повлияли на цены на другие товары, особенно природный газ, удобрения и продукты питания, но это давление компенсируется снижением затрат в таких секторах, как транспорт, нефтехимическая промышленность и сельское хозяйство. Это также дает возможность сосредоточиться на других источниках энергии, таких как ветер, солнечная и ядерная энергия, в развитии которых мы очень заинтересованы».

Министерство, возглавляемое Султановым, возникло только в феврале 2019 года, после того, как правительство впервые решило объединить нефть, газ и электроэнергию в одном правительственном ведомстве.

Это одна из нескольких реформ, которые были начаты в 2016 году, после смерти бывшего президента страны Ислама Каримова, и должны были открыть узбекскую экономику и увеличить ПИИ.

По данным Конференции ООН по торговле и развитию, внутренние потоки ПИИ в Узбекистан заметно увеличились с 625 млн долларов в 2018 году до 2,3 млрд долларов в 2019 году.

Россия, Южная Корея, Китай и Германия являются традиционными источниками прямых иностранных инвестиций для страны, но энергетика, особенно возобновляемая, является той областью, куда можно привлечь более широкий круг инвесторов.

Всемирный банк и Азиатский банк развития работают с правительством над структурированием будущих проектов в области солнечной энергетики, в то время как Европейский банк реконструкции и развития консультирует по вопросам тендеров для ветропарков.

Реакция на первый в стране тендер ветропроекту показывает, что стратегия работает. В мае 2020 года министерство объявило, что 70 компаний и консорциумов из 30 разных стран представили предложения для проекта мощностью 100 МВт. Хотя китайские компании, участвующие в тендере, по численности намного превосходят конкурентов из других стран, однако среди участников тендера есть и восемь испанских компаний, а представители ряда других стран мира проявили интерес к торгам.

Если проекты по возобновляемым источникам энергии станут движущей силой прямых иностранных инвестиций в Узбекистане, это будет даже более привлекательным, чем собственно амбициозные цели правительства.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.