ГМК: не отстанут ли объемы от возможностей?

Горно-металлургический комплекс РФ работает в непростых условиях нестабильной конъюнктуры как внутри страны, так и на внешних рынках. Это сказывается и на объемах железнодорожных перевозок. ОАО «РЖД», конечно, заинтересовано в привлечении наиболее доходных номенклатур этой категории грузов, однако рост наблюдается в основном в низкодоходном сегменте.

 
Неравномерная динамика

Погрузка железной и марганцевой руды на сети РЖД демонстрирует неуверенный рост: за 8 месяцев 2017-го отправлено 73,3 млн т, что всего на 0,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Уровень экспортных поставок сырья завис на прошлогодней отметке, однако произошли существенные изменения в распределении потоков. Польша и Германия нарастили импорт российской руды в 4 раза, заняв второе и третье места по объемам потребления после Китая. В феврале 2017 года начались поставки в Иран. Основное снижение объемов сбыта пришлось на рынок Украины в связи с ограничением въезда российских поездов на ее территорию. В итоге поставки в данном направлении почти остановились.

Перевозки цветной руды и серного сырья за январь – август 2017-го просели на 3,2% (до 13,8 млн т.). Сказалось ухудшение торговых отношений с Украиной, а также заметное снижение поставок в Турцию (на 75%), Италию (на 50%) и Японию (на 80%).

Погрузка черных металлов растет медленно: за 8 месяцев 2017 года этот объем составил 47,4 млн т (+0,3%). Лом черных металлов пережил взлет в начале года, потом период снижения с апреля по июнь, в июле вышел в ноль и только в августе снова вернулся к росту по сравнению с прошлогодними показателями. Это помогло по итогам января – августа удержаться в положительной зоне: отгружено 9,9 млн т. с прибавкой на 3,7%.

Более интересная ситуация разворачивается вокруг угля. Напрямую он не относится к горно-металлургическим грузам, но используется металлургами в качестве топлива. А кокс служит сырьем для производства. Кокса за 8 месяцев 2017-го погружено 7,5 млн т. со снижением к соответствующему периоду прошлого года на 2,7%. А вот уголь в этом году показывает стабильный рост порядка 10%, с начала года погружено 234,4 млн т.

Надежды на развитие

На фоне растущих объемов добычи и перевозки угля участники рынка выражают беспокойство относительно готовности железнодорожной инфраструктуры к дополнительной нагрузке на сеть. Угольщики внимательно следят за реализацией первого этапа модернизации БАМа и Транссиба. Стивидоры, в свою очередь, отмечают, что увеличения провозных мощностей линии Комсомольск – Ванино до 43 млн т в год будет недостаточно для загрузки всех строящихся терминалов в Ванино. Их совокупный перерабатывающий потенциал составит 80 млн т в год.

По словам замминистра энергетики РФ Анатолия Яновского, ближе к осени перевозки угля железнодорожным транспортом замедлились. Причиной послужили ливневые дожди в Приморье, которые повредили путевую инфраструктуру. Сегодня ОАО «РЖД» справляется только с 60% заявок, которые поступают от угледобывающих компаний на перевозку сырья в восточном направлении.

Чтобы уменьшить нагрузку на сеть, необходимо расширить пропускную способность БАМа и Транссиба, констатируют представители отрасли. Развернувшаяся на предприятиях модернизация увеличит объемы добычи на существующих месторождениях и будет способствовать реализации новых проектов по строительству горно-обогатительных комбинатов. Учитывая сложившуюся тенденцию, грузоотправители обратились в правительство с предложением о дальнейшем развитии БАМа и Транссиба в более крупных масштабах.

«Для перевозок нам требуется около 50 тыс. ед. подвижного состава. Если бы на сети уже были вагоны с осевой нагрузкой 27 тс, мы бы приняли программу постепенного перехода на них. Так и сделаем, когда они появятся на сети. Мы предполагаем, что их использование увеличит провозную способность ограниченных магистралей на 8–10%», – заявил директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский в кулуарах железнодорожного салона ЭКСПО 1520. Вагоны повышенной грузоподъемности разгружают инфраструктуру Восточного полигона, подтверждают в Первой Тяжеловесной Компании. Так, за 8 месяцев 2017 года за счет повышенной грузоподъемности вагонов по сравнению с подвижным составом типового парка компания дополнительно перевезла 1,7 млн т угля.

В свою очередь, директор по коммерческой деятельности ОАО «РЖД» –генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило отмечает: «Сегодня темпы погрузки таковы, что объемы перевозок, которые мы планировали получить к 2020 году, будут достигнуты уже в 2019-м. Поэтому мы ставим задачу строителям максимально ускорить завершение первого этапа модернизации БАМа и Транссиба (до 42–43 млн т. в год)».

Ускорение модернизации

Грузоотправителям остается надеяться на достижение баланса между развитием железнодорожной инфраструктуры и повышением объемов погрузки сырья.

В свою очередь, ОАО «РЖД», видя перспективную грузовую базу и понимая предстоящие риски по вывозу всего предъявляемого объема, ускорило темпы реализации первого этапа модернизации БАМа и Транссиба. Уже обсуждается вопрос перехода ко второму этапу развития Восточного полигона. Планируется, что соответствующая программа будет готова в I полугодии 2018 года. При этом важно, чтобы конъюнктура на внутреннем и экспортном рынках благоприятствовала наращиванию производства.
Источник: http://www.rzd-partner.ru/

Горно-металлургический комплекс РФ работает в непростых условиях нестабильной конъюнктуры как внутри страны, так и на внешних рынках. Это сказывается и на объемах железнодорожных перевозок. ОАО «РЖД», конечно, заинтересовано в привлечении наиболее доходных номенклатур этой категории грузов, однако рост наблюдается в основном в низкодоходном сегменте.

 
Неравномерная динамика

Погрузка железной и марганцевой руды на сети РЖД демонстрирует неуверенный рост: за 8 месяцев 2017-го отправлено 73,3 млн т, что всего на 0,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Уровень экспортных поставок сырья завис на прошлогодней отметке, однако произошли существенные изменения в распределении потоков. Польша и Германия нарастили импорт российской руды в 4 раза, заняв второе и третье места по объемам потребления после Китая. В феврале 2017 года начались поставки в Иран. Основное снижение объемов сбыта пришлось на рынок Украины в связи с ограничением въезда российских поездов на ее территорию. В итоге поставки в данном направлении почти остановились.

Перевозки цветной руды и серного сырья за январь – август 2017-го просели на 3,2% (до 13,8 млн т.). Сказалось ухудшение торговых отношений с Украиной, а также заметное снижение поставок в Турцию (на 75%), Италию (на 50%) и Японию (на 80%).

Погрузка черных металлов растет медленно: за 8 месяцев 2017 года этот объем составил 47,4 млн т (+0,3%). Лом черных металлов пережил взлет в начале года, потом период снижения с апреля по июнь, в июле вышел в ноль и только в августе снова вернулся к росту по сравнению с прошлогодними показателями. Это помогло по итогам января – августа удержаться в положительной зоне: отгружено 9,9 млн т. с прибавкой на 3,7%.

Более интересная ситуация разворачивается вокруг угля. Напрямую он не относится к горно-металлургическим грузам, но используется металлургами в качестве топлива. А кокс служит сырьем для производства. Кокса за 8 месяцев 2017-го погружено 7,5 млн т. со снижением к соответствующему периоду прошлого года на 2,7%. А вот уголь в этом году показывает стабильный рост порядка 10%, с начала года погружено 234,4 млн т.

Надежды на развитие

На фоне растущих объемов добычи и перевозки угля участники рынка выражают беспокойство относительно готовности железнодорожной инфраструктуры к дополнительной нагрузке на сеть. Угольщики внимательно следят за реализацией первого этапа модернизации БАМа и Транссиба. Стивидоры, в свою очередь, отмечают, что увеличения провозных мощностей линии Комсомольск – Ванино до 43 млн т в год будет недостаточно для загрузки всех строящихся терминалов в Ванино. Их совокупный перерабатывающий потенциал составит 80 млн т в год.

По словам замминистра энергетики РФ Анатолия Яновского, ближе к осени перевозки угля железнодорожным транспортом замедлились. Причиной послужили ливневые дожди в Приморье, которые повредили путевую инфраструктуру. Сегодня ОАО «РЖД» справляется только с 60% заявок, которые поступают от угледобывающих компаний на перевозку сырья в восточном направлении.

Чтобы уменьшить нагрузку на сеть, необходимо расширить пропускную способность БАМа и Транссиба, констатируют представители отрасли. Развернувшаяся на предприятиях модернизация увеличит объемы добычи на существующих месторождениях и будет способствовать реализации новых проектов по строительству горно-обогатительных комбинатов. Учитывая сложившуюся тенденцию, грузоотправители обратились в правительство с предложением о дальнейшем развитии БАМа и Транссиба в более крупных масштабах.

«Для перевозок нам требуется около 50 тыс. ед. подвижного состава. Если бы на сети уже были вагоны с осевой нагрузкой 27 тс, мы бы приняли программу постепенного перехода на них. Так и сделаем, когда они появятся на сети. Мы предполагаем, что их использование увеличит провозную способность ограниченных магистралей на 8–10%», – заявил директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский в кулуарах железнодорожного салона ЭКСПО 1520. Вагоны повышенной грузоподъемности разгружают инфраструктуру Восточного полигона, подтверждают в Первой Тяжеловесной Компании. Так, за 8 месяцев 2017 года за счет повышенной грузоподъемности вагонов по сравнению с подвижным составом типового парка компания дополнительно перевезла 1,7 млн т угля.

В свою очередь, директор по коммерческой деятельности ОАО «РЖД» –генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило отмечает: «Сегодня темпы погрузки таковы, что объемы перевозок, которые мы планировали получить к 2020 году, будут достигнуты уже в 2019-м. Поэтому мы ставим задачу строителям максимально ускорить завершение первого этапа модернизации БАМа и Транссиба (до 42–43 млн т. в год)».

Ускорение модернизации

Грузоотправителям остается надеяться на достижение баланса между развитием железнодорожной инфраструктуры и повышением объемов погрузки сырья.

В свою очередь, ОАО «РЖД», видя перспективную грузовую базу и понимая предстоящие риски по вывозу всего предъявляемого объема, ускорило темпы реализации первого этапа модернизации БАМа и Транссиба. Уже обсуждается вопрос перехода ко второму этапу развития Восточного полигона. Планируется, что соответствующая программа будет готова в I полугодии 2018 года. При этом важно, чтобы конъюнктура на внутреннем и экспортном рынках благоприятствовала наращиванию производства.
Источник: http://www.rzd-partner.ru/
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.