Электронный «поводок» для водителя

Электронный «поводок» для водителя: как современные технологии поставили на службу технике безопасности

Есть такая организация - ICMM , The International Council on Mining and Metal – Международный совет по горной добыче и металлам, добровольное объединение ведущих мировых добывающих компаний. Входят туда и крупнейшие российские предприятия. Цели у организации благие – совместная работа над социально ответственным ведением горнодобывающего бизнеса и совместной ответственностью перед гражданами и окружающей средой. В августе Совет выпустил очередной ежегодный отчёт по состоянию безопасности работ у компаний-участников. Количество происшествий немного увеличилось, хотя в целом за три года число несчастных случаев имеет тенденцию к снижению. За прошлый год у 23х компаний произошло 60 несчастных случаев со смертельным исходом, на 4 больше чем в прошлом году, но этот результат гораздо лучше в сравнении с 91 жертвой в 2013г. Общее количество несчастных случаев также снизилось – с 14 000 в 2013г. до 10 500 в 2015г.

Несколько лет назад весь мир напряжённо следил за судьбой 33х чилийских горняков, оказавшихся в подземной ловушке. Такие истории всегда привлекают внимание публики, обеспечивают самые броские заголовки на передовицы газет. Непосвящённому со стороны может показаться, что если в одном предложении встречаются «горнодобывающая компания» и «безопасность», то единственное имеющее значение в этой отрасли промышленности – только безопасность. Совет в своём докладе основной упор делает не на безопасность, а на управление безопасностью. Ключевая разница состоит в том, что управление безопасность направлено на эффективность мер и снижение неадекватных действий до происшествия, а не на «разбор полётов» и поиск виновного по итогам происшествия. По статистике из доклада, чаще всего происшествия на горнодобывающих предприятиях происходят с участием технологического транспорта, при падении с высоты и обрушении породы. Причём ЧП с участием технологического транспорта составляют больше половины от общего числа.

 Электронный «поводок» для водителя

Конечно, каждой работе присущ свой риск, но ключ к безопасной работе - это управление рисками, умение ими управлять, обеспечение ежедневного надзора и бдительности. Многие справедливо полагают, что безопасность - это снижение уровня риска. Анализ возникновения рисковых ситуаций можно описать тремя этапами: что вы делаете,  что вы делаете неправильно и  что надо сделать, чтобы это исправить.

Сам процесс обеспечения безопасности разбивается на четыре компонента:

 - определение угроз безопасности,

 - понимание и оценка рисков,

 - управление ими и снижение их уровня,

 - мониторинг принятых мер.

Причём, как отмечают специалисты, самым главным компонентом зачастую является последний. Составной частью мониторинга является то, что называют термином «явственно ощущаемое лидерство» - когда руководитель компании, ответственный за безопасность, лично посещает разрез, общается с работниками, личным примером подкрепляет свои слова.

В разных странах требования к технике безопасности горнодобывающих предприятий могут сильно различаться, но, отмечается в докладе, иногда внутренние правила компаний ещё более требовательны, чем местные законы. Причём даже если компании-члены Совета конкурируют на рынке между собой, то в области безопасности они сотрудничают. В рамках того же Совета компании делятся с конкурентами передовым опытом в области безопасности. У участников Совета есть понимание того, что безопасность на производстве – не то, что можно достичь разом. Безопасность не программа, а процесс, планомерный и непрерывный. Меры превентивного контроля и действия по снижению уровня риска значительно уменьшают  тяжесть последствий при ЧП.

 

Технологии на службе техники безопасности

Например, одна из горнодобывающих компаний с минимальным числом ЧП за год, добилась успеха благодаря особому вниманию к работе технологического и автомобильного транспорта. Они выявили основные факторы, негативно влияющие на безопасность, постарались исключить основные из них, а над оставшимися взять контроль. В случае с самосвалами основное внимание уделяется состоянию тормозных систем. Их проверяют не только механики при каждом ТО, но и операторы во время пересменки.

Другим важным фактором безопасности является организация берм вдоль дорог для технологического транспорта. Их состояние инспектируют с заданной регулярностью.

Инспектируют не только их: компания составила перечень критических параметров и оценила минимальный уровень, соответствующий требованиям безопасности. Если при проверке параметры ниже уровня, применяются заранее продуманные методы корректировки.

Как это организовано? Компания инвестировала в современнейшую систему мониторинга. На всех разрезах компании самосвалы и другой технологический транспорт оснащены датчиками тех самых критических параметров поведения оператора самосвала. Пристёгнут ли ремень безопасности, соблюдается ли скоростной режим, обгоны, слишком быстрые разгоны, слишком резкие торможения – всё это и многое другое отслеживается в режиме реального времени. В кабине самосвала установлен генератор голосовых сообщений, предупреждающий оператора о зарегистрированном нарушении. Если в течение 15 секунд оператор не исправляется, системой генерируется сигнал на пульт диспетчера.

Монтаж блока системы мониторинга:

 Электронный «поводок» для водителя

Что ещё может отслеживать система?

 - отклонение самосвала от маршрута;

 - несоблюдение безопасной дистанции;

 - сменный расход топлива каждой машины;

- работу двигателя самосвала на холостом ходу;

 - наработку до ТО;

 - немедленное информирование диспетчера о ЧП, причём с возможностью записи параметров самосвала за 20 секунд до аварии и 10 секунд сразу после;

И т.д. и т.п.

Так выглядит индикатор работы двигателя на холостом ходу, по дням, в часах и процентах:

Электронный «поводок» для водителя

Перед началом смены можно задать оператору список параметров, которые он должен проверить на самосвале и отметить факт проверки в электронном журнале:

 Электронный «поводок» для водителя

Ещё одной из интересных функций системы является возможность определять самого аккуратного водителя из всей смены, по сумме контролируемых параметров.

Контроль над всеми этими параметрами уменьшает число несчастных случаев с высокой вероятностью опасных последствий, влияющих на безопасность, и снижает количество ЧП. За  прошлый год на предприятиях этой компании произошло всего три ЧП со смертельным исходом, все связаны с работой самосвалов. Это при географии работ в 10 странах мира.

Принуждение оператора к соблюдению правил техники безопасности (а по-другому этот электронный «поводок» и не назовёшь) не только сохраняет жизнь и здоровье, но и экономит деньги компании: машины дольше служат, предотвращается преждевременный износ основных узлов и агрегатов.

Вот некоторые цифры по итогам прошлогоднего мониторинга парка самосвалов:

 - снижение числа нарушений скоростного режима на 80%;

 - сокращение числа происшествий парка самосвалов на 68%;

 - снижение общего числа ЧП на 90%;

 - время простоев меньше на 53%;

- повышение топливной эффективности на 10%;

 - уменьшение расходов на обслуживание на 20%.

Любопытно, что сама компания-производитель системы мониторинга предлагает посчитать фактор ROI (возврат инвестиций, вложенных в приобретение и обслуживание) прямо на своём сайте. Укажите количество самосвалов в парке, их тоннаж, средний годовой пробег и количество ЧП – и сразу выдаётся грубая прикидка, пища для размышлений руководителю ГОК.

Пару слов в завершение. Ноль в горнодобывающем бизнесе может быть и негативной величиной, если только речь не идёт о количестве происшествий. В этой части к нулю стремятся все компании. Непрекращающиеся, постоянные усилия позволили компании, о которой шла речь в этой статье, сократить число происшествий на 67% за пять лет. И ноль в графе «происшествия за год» уже не кажется им недостижимой величиной.

 

Александр Жданов

Руководитель по поддержке продаж и обучению

ООО «Ферронордик Машины»

назад
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.