Электронный «поводок» для водителя
Электронный «поводок» для водителя: как современные технологии поставили на службу технике безопасности
Есть такая организация - ICMM , The International Council on Mining and Metal – Международный совет по горной добыче и металлам, добровольное объединение ведущих мировых добывающих компаний. Входят туда и крупнейшие российские предприятия. Цели у организации благие – совместная работа над социально ответственным ведением горнодобывающего бизнеса и совместной ответственностью перед гражданами и окружающей средой. В августе Совет выпустил очередной ежегодный отчёт по состоянию безопасности работ у компаний-участников. Количество происшествий немного увеличилось, хотя в целом за три года число несчастных случаев имеет тенденцию к снижению. За прошлый год у 23х компаний произошло 60 несчастных случаев со смертельным исходом, на 4 больше чем в прошлом году, но этот результат гораздо лучше в сравнении с 91 жертвой в 2013г. Общее количество несчастных случаев также снизилось – с 14 000 в 2013г. до 10 500 в 2015г.
Несколько лет назад весь мир напряжённо следил за судьбой 33х чилийских горняков, оказавшихся в подземной ловушке. Такие истории всегда привлекают внимание публики, обеспечивают самые броские заголовки на передовицы газет. Непосвящённому со стороны может показаться, что если в одном предложении встречаются «горнодобывающая компания» и «безопасность», то единственное имеющее значение в этой отрасли промышленности – только безопасность. Совет в своём докладе основной упор делает не на безопасность, а на управление безопасностью. Ключевая разница состоит в том, что управление безопасность направлено на эффективность мер и снижение неадекватных действий до происшествия, а не на «разбор полётов» и поиск виновного по итогам происшествия. По статистике из доклада, чаще всего происшествия на горнодобывающих предприятиях происходят с участием технологического транспорта, при падении с высоты и обрушении породы. Причём ЧП с участием технологического транспорта составляют больше половины от общего числа.
Конечно, каждой работе присущ свой риск, но ключ к безопасной работе - это управление рисками, умение ими управлять, обеспечение ежедневного надзора и бдительности. Многие справедливо полагают, что безопасность - это снижение уровня риска. Анализ возникновения рисковых ситуаций можно описать тремя этапами: что вы делаете, что вы делаете неправильно и что надо сделать, чтобы это исправить.
Сам процесс обеспечения безопасности разбивается на четыре компонента:
- определение угроз безопасности,
- понимание и оценка рисков,
- управление ими и снижение их уровня,
- мониторинг принятых мер.
Причём, как отмечают специалисты, самым главным компонентом зачастую является последний. Составной частью мониторинга является то, что называют термином «явственно ощущаемое лидерство» - когда руководитель компании, ответственный за безопасность, лично посещает разрез, общается с работниками, личным примером подкрепляет свои слова.
В разных странах требования к технике безопасности горнодобывающих предприятий могут сильно различаться, но, отмечается в докладе, иногда внутренние правила компаний ещё более требовательны, чем местные законы. Причём даже если компании-члены Совета конкурируют на рынке между собой, то в области безопасности они сотрудничают. В рамках того же Совета компании делятся с конкурентами передовым опытом в области безопасности. У участников Совета есть понимание того, что безопасность на производстве – не то, что можно достичь разом. Безопасность не программа, а процесс, планомерный и непрерывный. Меры превентивного контроля и действия по снижению уровня риска значительно уменьшают тяжесть последствий при ЧП.
Технологии на службе техники безопасности
Например, одна из горнодобывающих компаний с минимальным числом ЧП за год, добилась успеха благодаря особому вниманию к работе технологического и автомобильного транспорта. Они выявили основные факторы, негативно влияющие на безопасность, постарались исключить основные из них, а над оставшимися взять контроль. В случае с самосвалами основное внимание уделяется состоянию тормозных систем. Их проверяют не только механики при каждом ТО, но и операторы во время пересменки.
Другим важным фактором безопасности является организация берм вдоль дорог для технологического транспорта. Их состояние инспектируют с заданной регулярностью.
Инспектируют не только их: компания составила перечень критических параметров и оценила минимальный уровень, соответствующий требованиям безопасности. Если при проверке параметры ниже уровня, применяются заранее продуманные методы корректировки.
Как это организовано? Компания инвестировала в современнейшую систему мониторинга. На всех разрезах компании самосвалы и другой технологический транспорт оснащены датчиками тех самых критических параметров поведения оператора самосвала. Пристёгнут ли ремень безопасности, соблюдается ли скоростной режим, обгоны, слишком быстрые разгоны, слишком резкие торможения – всё это и многое другое отслеживается в режиме реального времени. В кабине самосвала установлен генератор голосовых сообщений, предупреждающий оператора о зарегистрированном нарушении. Если в течение 15 секунд оператор не исправляется, системой генерируется сигнал на пульт диспетчера.
Монтаж блока системы мониторинга:
Что ещё может отслеживать система?
- отклонение самосвала от маршрута;
- несоблюдение безопасной дистанции;
- сменный расход топлива каждой машины;
- работу двигателя самосвала на холостом ходу;
- наработку до ТО;
- немедленное информирование диспетчера о ЧП, причём с возможностью записи параметров самосвала за 20 секунд до аварии и 10 секунд сразу после;
И т.д. и т.п.
Так выглядит индикатор работы двигателя на холостом ходу, по дням, в часах и процентах:
Перед началом смены можно задать оператору список параметров, которые он должен проверить на самосвале и отметить факт проверки в электронном журнале:
Ещё одной из интересных функций системы является возможность определять самого аккуратного водителя из всей смены, по сумме контролируемых параметров.
Контроль над всеми этими параметрами уменьшает число несчастных случаев с высокой вероятностью опасных последствий, влияющих на безопасность, и снижает количество ЧП. За прошлый год на предприятиях этой компании произошло всего три ЧП со смертельным исходом, все связаны с работой самосвалов. Это при географии работ в 10 странах мира.
Принуждение оператора к соблюдению правил техники безопасности (а по-другому этот электронный «поводок» и не назовёшь) не только сохраняет жизнь и здоровье, но и экономит деньги компании: машины дольше служат, предотвращается преждевременный износ основных узлов и агрегатов.
Вот некоторые цифры по итогам прошлогоднего мониторинга парка самосвалов:
- снижение числа нарушений скоростного режима на 80%;
- сокращение числа происшествий парка самосвалов на 68%;
- снижение общего числа ЧП на 90%;
- время простоев меньше на 53%;
- повышение топливной эффективности на 10%;
- уменьшение расходов на обслуживание на 20%.
Любопытно, что сама компания-производитель системы мониторинга предлагает посчитать фактор ROI (возврат инвестиций, вложенных в приобретение и обслуживание) прямо на своём сайте. Укажите количество самосвалов в парке, их тоннаж, средний годовой пробег и количество ЧП – и сразу выдаётся грубая прикидка, пища для размышлений руководителю ГОК.
Пару слов в завершение. Ноль в горнодобывающем бизнесе может быть и негативной величиной, если только речь не идёт о количестве происшествий. В этой части к нулю стремятся все компании. Непрекращающиеся, постоянные усилия позволили компании, о которой шла речь в этой статье, сократить число происшествий на 67% за пять лет. И ноль в графе «происшествия за год» уже не кажется им недостижимой величиной.
Александр Жданов
Руководитель по поддержке продаж и обучению
ООО «Ферронордик Машины»