Что лучше, дизельный трактор или паровой? Не спешите отвечать

Советский Союз был в своём роде исключением. Когда создавалось отечественное тракторостроение, в качестве образцов выбрали модели с ДВС, работавшие на лигроине, а позднее на солярке.
Однако, глядя на успехи производителей паровых тракторов в Европе и Америке, в начале 1950-х наша страна решилась на интересный эксперимент, чтобы определить, правильно ли был выбран путь развития. Были созданы два трактора с идентичным шасси и кабиной, но разной силовой установкой:
-
дизельный ДТ-54 и
-
паровой ПТ-54.

Хорош ли был паровой трактор?
По массе два варианта почти не отличались. С одной стороны, ПТ утяжелял тяжёлый бункер с углём и паровой котёл. С другой, ему не требовались муфта сцепления, коробка передач, коленвал и конический редуктор, без которых дизельный трактор не может обходиться.
А вот в чём они заметно отличались:
-
ПТ имел преимущество по тяге почти на 30%, поэтому мог тянуть больше плугов.
-
Однако он расходовал невероятное количество угля. За 3,5 часа трактор съедал 400 кг топлива. На такой же объём работы дизельный тратил 30-50 л солярки.
По-видимому, расход топлива стал решающим фактором: СССР выбрал дизель. А ДТ-54 было уготовано надолго стать самым популярным транспортом в советских колхозах.
Рома Назаров