Беспилотный «КАМАЗ» дешевле обычного
«КАМАЗ» был одним из первых в России, кто занялся разработкой беспилотного грузового транспорта. Первый прототип полноприводного беспилотника компания представила еще в 2014 году. На его разработку понадобилось около года, - рассказывает Олег Афанасьев.
Так как это был первый опыт, грузовик был довольно ограничен по возможностям и функционалу. Сложностей добавляло и то, что само по себе это направление было новым, неосвоенным и достаточно сложно оказалось спрогнозировать, как это все будет дальше развиваться. С тех пор компания продвинулась уже далеко.
- Мы поняли, что беспилотные технологии открывают новые возможности. Постепенно дополняли и модифицировали наши технологии. Стало ясно, что любой грузовик с автоматической коробкой передач может стать беспилотным. Для этого мы разработали специальное приспособление - «Аватар», - добавляет собеседник.
Сейчас на «КАМАЗе» над беспилотниками работают сразу в нескольких направлениях. Кроме привычных грузовиков в компании разрабатывают машины без кабин, которые называют «Челнок». Фактически это фургончик без переда и зада, способный перевозить груз в закрытых территориях. Работает «Челнок» на электрической тяге.
Кроме того, ведется работа над автомобилями, предназначенными для пассажироперевозок. Микроавтобусы, или, по-другому говоря, шаттлы, презентовали в 2018 году на чемпионате мира. Шаттл ездил в Казани по специальной трассе возле стадиона. Следующее направление, в котором работают челнинцы, - карьерные грузовики «Самсоны». Машина уже прошла тестирование на одной из шахт в Кузбассе, где добывали уголь.
Промышленное производство ни одного из этих продуктов еще не началось. По словам Афанасьева, массовый выпуск машин начнется тогда, когда на них появится устойчивый спрос. А это в свою очередь зависит от того, когда транспортные средства без водителя получат право выходить на дороги общего пользования. Пока в России это строго запрещено. Все это время разработки тестируются на специальных территориях в научно-техническом центре «КАМАЗа» и под Москвой.
Сейчас определены ряд дорог, в том числе Казань - Набережные Челны, по которым можно будет в перспективе тестировать опытные образцы.
- В настоящий момент мы видим потенциал коммерческого использования нашей техники, особенно карьерного самосвала. Пока заказов на них нет. Все только приглядываются к этому. Интерес есть у зарубежных представителей. У них тоже проблема с этим, так как производство грузовиков в промышленных масштабах в мире еще не налажено, - отмечает собеседник.
По словам Афанасьева, раньше для создания машин привлекались сторонние специалисты, а сейчас все работы ведутся по собственным разработкам инженеров компании. Есть определенная поддержка и со стороны государства.
Что касается стоимости одного беспилотного грузовика, то Афанасьев отметил:
- Пока ведутся научно-исследовательские разработки - это отдельная статья расходов. С точки зрения постановки на конвейер беспилотник ничем не отличается от обычного грузовика и даже может быть удешевление, если мы будем делать его без кабины.