НОВОСТИ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

Совладелец «Сибантрацита» попросил у Путина приоритетный доступ к БАМу и Транссибу

Совладелец «Сибантрацита» и «Востокугля» Дмитрий Босов 11 марта написал письмо президенту Владимиру Путину, в котором попросил предоставить группе «Сибантрацит» приоритетный доступ к БАМу и Транссибу на 25 лет для перевозки 50 млн т своих грузов в год. Взамен «Востокуголь» готов за собственные средства (без привлечения софинансирования) и за пять лет построить второй Северомуйский тоннель. 

Босов объясняет, что строительство второго Северомуйского тоннеля позволит увеличить пропускную способность на этом участке БАМа с 16 млн до 100 млн т в год.

Бизнесмен попросил Путина поручить правительству, РЖД и Федеральной антимонопольной службе заключить соглашение с «Сибантрацитом», которое обеспечит гарантийный приоритетный провоз. Босов отмечает, что профицит провозной способности в результате строительства тоннеля будет использоваться РЖД. Из письма не ясно, просит ли Босов предоставить ему приоритетный доступ уже в этом году или после строительства тоннеля. Представитель Босова от комментариев отказался.

В августе прошлого года гендиректор РЖД Олег Белозеров докладывал Путину, что СССР на строительство первого тоннеля потребовалось 26 лет, на строительство второго «даже при нынешних технологиях  это будет 10 лет». Стоимость тоннеля может составить до 260,8 млрд руб., следует из данных Проектно-изыскательского института «Бамтоннельпроект» . Как Босов планирует построить тоннель за пять лет (15 км сквозь Северомуйский хребет при сложной геологии) и на сколько может вырасти стоимость проекта в таком случае, представитель Босова говорить не стал.

Долгая стройка

Работы по строительству первого Северомуйского тоннеля (15 км) начались в 1975 г. Движение стартовало лишь в декабре 2003 г. Ширина – одна колея, в тоннеле может находиться один поезд, пропускная способность – 16 составов в сутки. Причина долгого строительства тоннеля – крайне сложные геологические и геодезические условия, рассказывал во время открытия бывший гендиректор «Бамтоннельстроя» Александр Голышев. Между тектоническими гранитными плитами образовались коллекторы (один из них шириной до 900 м), которые были заполнены смесью песка, воды и гранитной крошки. Прорывы таких коллекторов привели во время строительства к двум крупным авариям, которые унесли жизни 57 человек

13 марта Путин расписал письмо в правительство с резолюцией «проработать и поддержать», следует из документа. РЖД пока его не получало, отметил собеседник, близкий к монополии. В конце августа Босов писал Белозерову о желании участвовать в строительстве второго Северомуйского тоннеля за свой счет или через партнерство с монополией, писал «Коммерсантъ».

Деньги под крупные инвестпроекты обычно компании привлекают в банках исходя из пропорции: 15–30% – собственные средства, остальные – заемные, говорят три банкира. «Востокуглю» при общем долге в 18,22 млн руб. и чистом убытке в 25 млн руб. за 2017 г. (за 2018 г. данных еще нет) нужно найти 39–78,24 млрд руб. Долг второй компании Босова еще больше – 26,7 млрд при чистой прибыли 7,8 млрд руб. Месторождения «Сибантрацита» и его совместный с «Востокуглем» «Разрез Кийзасский» добыли в 2018 г. 24,1 млн т, которые могут провести по БАМу и Транссибу. К 2022 г. добыча «Сибантрацита» вырастет до 58 млн т в год, говорится на сайте компании.

У «Востокугля» уже есть обязательства по строительству инфраструктуры на Дальнем Востоке: порты «Вера» (Владивосток) и универсальный производственно-перегрузочный комплекс «Север» (Находка, Приморский край) с мощностями 70 млн т перевалки. А в Красноярском крае в порту Диксон компания строит терминал «Чайка» для вывоза угля с месторождения «Река Лемберова». Мощность терминала – 10 млн т в год, инвестиции – 18,6 млрд руб., говорил министр транспорта Евгений Дитрих.

«Начать подготовку территории перед строительством второго Северомуйского тоннеля можно уже в следующем году», – оценивает участник правительственных совещаний по этому вопросу. «Вопрос в выборе окончательного маршрута, прорабатываются два варианта строительства тоннеля, но реализовать более дешевый вряд ли удастся из-за сложной геологии, говорит собеседник.

Желание Босова получить приоритетный доступ на БАМ и Транссиб беспрецедентное.

«Многие угольщики мечтают «с мигалкой» провозить свои грузы на Дальний Восток», – иронизируют два собеседника в угольных компаниях. Это невозможно: дороги РЖД общие, комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас провоз груза из Кузбасса на Дальний Восток занимает 11–13 дней, стоимость провоза – 1000 руб. за 1 т. СУЭК удавалось в лучшие годы достигать маршрутной скорости восемь дней (используют инновационные вагоны, груз компании не останавливали и не досматривали, составы не переформировывали). Таким образом, за счет увеличения скорости и экономии на вагонной составляющей можно снизить стоимость перевозки угля до 200 руб. за 1 т, говорит эксперт. Это может дать компании до 10 млрд руб. экономии в год, но с затратами на строительство второго Северомуйского тоннеля это коррелирует слабо, заключает Бурмистров.

Информация взята с сайта
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.