Беспилотные карьерные самосвалы БЕЛАЗ отправятся в СУЭК
В 2015 году белорусский производитель карьерной техники представил первый беспилотный карьерный самосвал БЕЛАЗ-7513R грузоподъемностью 130 тонн. После цикла всех необходимых заводских испытаний две такие машины сейчас готовятся для отгрузки в Сибирскую угольно-энергетическую компанию (СУЭК), крупнейшему добытчику угля в Российской Федерации.
Два роботизированных «БЕЛАЗа» будут работать в Абаканском разрезе (Хакасия, РФ) в связке с роботизированным экскаватором производства «Уралмаш». Робототехника пока не может быть встроена в обычный рабочий процесс, поэтому для трех «роботов» создан специальный участок, экспериментальный, чтобы оценить эффективность комплекса.
Создание роботизированного самосвала стало возможным благодаря тесному и плодотворному сотрудничеству производителя карьерной техники и АО «ВИСТ Групп» – международной компании в области разработки и внедрения информационных технологий для горнодобывающей промышленности и металлургии. Роботизация горнодобычи – перспективное направление, и к карьерникам-роботам уже проявляют особый интерес на Кольском полуострове, в Чили и Перу – там, где человеку работать небезопасно по многим причинам. В настоящее время активно внедряются IoT технологии, которые успешно используются в робототехнике, в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, медицине, торговле, практичесски во всех сферах нашей сегодняшней жизни, куда проникли высокие технологии.
Проект около пяти лет назад возник у «ВИСТ Групп» как теоретический с перспективой его применения там, где необходимо повышение эффективности работ без участия человека. Его реализация была возможна только с участием производителя карьерной техники и выбор пал на БЕЛАЗ, сотрудничество которого с «ВИСТ Групп» длится около 20 лет. Так родился роботизированный БЕЛАЗ-7513R на основе 130-тонного серийного самосвала. Как говорят в обеих компаниях, практическая реализация такого проекта возможна только в тесном взаимодействии многих сторон, что и было доказано.
Запуск роботизированной техники в условиях реального карьера требует определенной подготовки. Для успешной ее работы под каждый карьер должна быть разработана соответствующая инфраструктура, совершенно иная, нежели в «простом» карьере, система диспетчеризации и многое другое.
Все это – шаги к «интеллектуальному карьеру», где будут обеспечиваться:
- автоматическая диспетчеризация роботизированной техники;
- интеллектуальное дистанционное управление с элементами автономности;
- универсальная система для создания полностью автономных самосвалов.
При этом решаются следующие задачи:
- управление и контроль затрат на создание инфраструктуры в удаленных и труднодоступных местах;
- максимальное увеличение эффективности парка техники;
- решение проблемы нехватки квалифицированных кадров;
- соблюдение строгих требований техники безопасности труда для персонала, находящегося в карьере;
- изменение параметров ведения добычи (ширина дорог, ширина зоны погрузки, изменение углов бортов карьера).
Потенциальный эффект от внедрения «интеллектуального карьера»:
- полное отсутствие персонала в опасных зонах;
- увеличение КТГ и КИО автосамосвалов и экскаваторов до +25%, сокращение ФОТ, расходных материалов, ТОиР – +10–15% в год;
- возможность ведения открытых горных работ без увеличения коэффициента вскрыши в обвалоопасных зонах.
Первые, реальные, шаги к интеллектуальному карьеру будут сделаны уже в конце текущего года, когда в Абаканском разрезе роботизированная техника «БЕЛАЗ» начнет работу.